Как сохранить «Петровку»

Share

Российский горно-металлургический холдинг Evraz, получив в прошлом году очередной убыток, обозначил своим главным приоритетом на ближайшие пару лет сокращение долга на около $1-1,5 млрд. Напомним, что за последние годы россияне смогли вернуть заемщикам почти такую же сумму – $1,4 млрд., тем самым, на конец 2015 года сократив кредиторку до $5,35 млрд.

$ млрд.

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Выплата долга

0,7

0,7

1,6

1,6

1,2

0,8

Данные: Evraz Plc

Заняться своими долговыми обязательствами Evraz вынудила ситуация на рынке. Крутое пике цен на сталь и железорудное сырье в прошедшем году привели к существенному падению выручки (на 33%, до $8,8 млрд.) и EBITDA (на 40%, до $1,44 млрд.). В результате отношение EBITDA/net debt подскочило с 2,5 в 2014 году до 3,7 в 2015-м. Пока ковенанты по кредитам не нарушены, но «красная линия» близка (4,0).

Впрочем, текущая ситуация для россиян кардинальным образом отличается от той, что была еще пару лет назад. Стальные и железорудные цены только недавно оттолкнулись от 10-летних минимумов, а западное рефинансирование для структур из РФ ограничено по причине санкций. Кстати, по этой причине Evraz планирует увеличивать долю рублевого долга вместо долларового (сейчас 91%). В общем, очевидно, что компании придется полагаться, главным образом, на внутренние резервы, то есть, сокращение расходов.

Стоит отметить, что еще в прошлом году российских холдинг активно занимался урезанием издержек по всем своим активам. Например, капитальные затраты были снижены на 35% до $428 млн. А план по экономии в целом дал существенную прибавку к EBITDA в виде дополнительных $321 млн.: благодаря уменьшению затрат получено $169 млн., еще по $76 млн. за счет снижения управленческих расходов и оптимизации портфеля активов. В результате свободный денежный поток составил $799 млн., что позволило выплатить долгов на $465 млн.

Уже в начале этого года Evraz перевел на 4-дневную рабочую неделю админсостав и ремонтный персонал на Западно-Сибирском металлургическом комбинате (ЗСМК). Такие же меры компания обсуждала с работниками и на НТМК, «Евразруде» и Качканарском ГОКе. В конце января было приостановлено на некоторое время производство на перекатном заводе «Евраз каспиан сталь» в Казахстане. Не обошли стороной мероприятия по экономии и на украинских активах, но на радикальные меры на этом чувствительном рынке холдинг пока не решился.

Что делать с Украиной

В последние годы Evraz достаточно активно избавлялся от убыточных активов. Так, еще в 2014-м был продан чешский комбинат Vitkovice Steel, а в 2015-м произошла деконсолидация ванадиевых предприятий в ЮАР. Однако в этом году компания не планирует выставлять на продажу заводы, сообщил в интервью Bloomberg гендиректор Александр Фролов.

Тем не менее, вероятность того, что в случае пессимистического сценария, в первую очередь, «под нож» попадали бы украинские активы, очень высока. Мало того, что их выручка в общем показателе Evraz не превышает 2-4% (в т.ч. доходы от реализации углей для коксования третьим компаниям), так еще из года в год сокращается: в 2013-м, 2014-м и 2015-м она составила $225 млн., $209 млн. и $185 млн. соответственно.

В пресс-службе ООО «Евраз Украина» бизнес-портал UAprom заверили, что украинские заводы являются стратегическими для Evraz. «Предприятия продолжают работу в штатном режиме, спрос внутри страны серьезно упал, но нам удалось сохранить объемы производства за счет перераспределения продукции на экспорт. Продолжается работа по повышению эффективности производственных процессов, совершенствованию качества продуктов и снижению издержек», – подчеркнули в компании.

Действительно, до 1 полугодия 2015 года украинские активы Evraz давали вполне приличный результат (см. табл.). Впрочем, следует признать, что по большей части положительная EBITDA достигалась за счет девальвации гривни. Однако, с лета прошлого года, когда началось катастрофическое падение стальных цен до исторических минимумов, показатели «Евраз Украина», с высокой долей вероятности, ушли в отрицательную область, хотя холдинг перестал раскрывать эти данные в своей годовой отчетности.

$ млн.

1 пол.

2012

2012

1 пол.

2013

2013

1 пол.

2014

2014

1 пол.

2015.

EBITDA

-3

-2

40

71

53

110

54

Данные: Evraz Plc

Также вполне можно допустить, что при первой же возможности россияне «вышли» бы из Украины (особенно на фоне политической напряженности между двумя странами), но существует два сдерживающих фактора. Во-первых, на фоне общемирового кризиса в отрасли обесценились стальные активы, а во-вторых – невероятно трудно найти покупателя в нынешних условиях. Получается «чемодан без ручки», поскольку особых инвестиций в украинские предприятия не планируется?

Куда направлен украинский CAPEX

В 2016 году Evraz сократит капитальные затраты до около $375-400 млн. При этом холдинг намерен сосредоточиться на высокорентабельных инвестициях, например: строительство шаропрокатного стана (выпуск стальных мелющих шаров) на НТМК (внутренняя норма доходности, IRR – 27%), реконструкция МНЛЗ на ЗСМК (IRR 33%), возведение Северного карьера на Качканарском ГОКе, который должен увеличить добычу на 30 млн. т к 2018 году (IRR – более 100%). Ожидаются также значительные вливания в канадскую Evraz Regina и Межегейский уголь

В то же время в Украине почти все проекты были поставлены on hold, а реализуются лишь жалкие крохи. Например, установка на ДМЗ турбогенератора 4 МВт, способного вырабатывать 14,4 тыс. МВт в год (IRR 70%). Но сейчас данная инвестиция (планируется выделить $1,6 млн.) находится лишь на стадии выбора поставщика оборудования и его проектного решения. А на «Сухой Балке» с апреля прошлого года добыли 114 тыс. т руды с содержанием железа более 60% (IRR – более 100%), что позволяет использовать сырье без обогащения в домнах «Петровки».

Вообще, практически все производственные улучшения Evraz в Украине направлены на сокращение себестоимости продукции жидкого передела на ДМЗ, поскольку именно доменное производство остается одним из самых энергозатратных. В условиях заморозки проекта по строительству ПУТ, меткомбинат первым в стране перешел на безгазовую шихту.

«Дорогой энергоноситель был заменен коксом без потерь по объемам производства чугуна. Без вдувания пылеугольного топлива природный газ выведен из технологии доменного производства», – сообщили в пресс-службе «Евраз Украина». Переход «Петровки» на безгазовую доменную плавку и реализация других энергосберегающих проектов позволили заводу сократить потребление природного газа в 2,5 раза: с 113 млн. куб. м в 2012 году до 44,4 млн. куб. м в 2015 году.

Кстати, кроме поставок богатой руды с залежи «Дружба» (что положительно сказалось на работе печей и позволило снизить себестоимость производимого чугуна) с сентября 2015 года Южный ГОК отгружает на ДМЗ два новых видов агломерата: высокоосновный (1,6 ед.) и неофлюсованный. Кроме того, из шихты домен выведен сырой известняк. Благодаря использованию этих видов сырья, производительность доменных печей увеличилась на 108 т/сутки, а расход сухого кокса уменьшился на 12 кг/т производимого чугуна.

Таким образом, на фоне реализации ряда мероприятий по снижению расхода кокса в 2016 году этот показатель на «Петровке» снижен до 576 кг/т. Но данный результат все равно выглядит сверхвысоким, если сравнивать с тем же ЗСМК, где в 2015-м был установлен ПУТ. В частности, на сибирском предприятии расход кокса снизился с 420 до 358 кг/т чугуна, природного газа с 69 до 34 млн. куб. м, а использование угля ПУТ составило всего 129 кг/т.

В апреле 2016 года ДМЗ планирует завершить проект в доменном цехе по обогащению дутья кислородом. «Излишки кислорода, которые раньше выбрасывали в атмосферу, направят для обогащения горячего дутья. Это мероприятие повысит интенсивность плавки и, соответственно, увеличится производительность доменного цеха», – сообщили в пресс-службе «Евраз Украина».

Впрочем, проблему высоких затрат в доменном переделе эти мероприятия так и не сняли, поскольку из произведенных 1 млн. т чугуна в 2015 году на свободном рынке удалось реализовать всего 74 тыс. т продукции. Конечно, что можно предположить, что это связано с падением спроса, но, скорее всего, товарный чугун ДМЗ просто не прошел по себестоимости на внешних рынках, когда падение цен ускорилось. Более того, такой расход кокса Evraz может себе позволить лишь за счет своих углей, поставляемых с «Распадской». При этом добиться экономии за счет эффекта масштабов производства не получится, поскольку 2015 год метзавод проработал и так с почти максимальной загрузкой, когда выплавка чугуна достигла максимума с 2009 года.

Кто может купить

Поэтому, если все-таки наступят суровые времена, перед руководством Evraz возникнет дилемма, что делать с ДМЗ, а конкретнее с его жидким переделом: продолжать нести убытки или закрыть его, сосредоточившись на перекате подвозной заготовки. К сожалению, в пресс-службе «Евраз Украина» не ответили на вопрос, есть ли экономический смысл в поставках «квадрата» с уральских предприятий холдинга. Но в любом случае такой вариант не был бы слишком затратным по сравнению с выплавкой стали в Днепропетровске.

Конечно, если из «Петровки» делать перекатный завод, то возникает социальный вопрос, поскольку под увольнение подпадают 500-600 работников, занятых в доменном производстве. Но у Evraz в этой сфере не возникало проблем, если изучить, в каких масштабах сокращался персонал. Так, в 2013 году на всех предприятиях холдинга работало 113,7 тыс. человек, в 2014-м – уже 98,5 тыс., а в 2015-м – 89,2 тыс. На 2016 год запланировано урезать количество трудящихся до 84,8 тыс.: масштабные увольнения пройдут на «Распадской» (600 чел.), а в аутсорсинг будет выведено 800 чел.

В случае выставления на продажу украинских активов Evraz, скорее всего, столкнется с проблемой поиска покупателя. На западные или юго-восточные компании точно не стоит рассчитывать. Украинские профильные инвесторы также вряд ли заинтересуются этими предприятиями. Например, тот же ArcelorMittal уже который год не может стабилизировать поставки сырья на криворожский меткомибнат и брать на себя дополнительные заводы не станет.

То же самое можно сказать и по «Метинвесту», который к тому же находится в реструктуризации евробондов и новые покупки ему просто не позволят держатели ценных бумаг. Кроме того, следует помнить, сколько лет МИХ пытается консолидировать давно купленный Днепродзержинский КХЗ, но до сих пор нет разрешения АМКУ.

Продать украинские активы какому-то металлургическому холдингу из РФ также не выйдет. Прежде всего, покупателя отпугнет политическая составляющая, да и вообще российский бизнес готов уходить уже из Украины, но ждет отмашки из Кремля. Единственным и идеальным вариантом с точки зрения синергии остается объединение украинских активов Evraz и ИСД, принадлежащих российскому ВЭБу.

В этом случае жидкий передел на «Петровке» точно закрывается, ДМЗ переходит на подкат с ДМКД, коксохимы закрывают остатки потребности «Дзержинки» в сырье, а «Сухая Балка» и половина ЮГОКа полностью «поворачиваются» на поставки в адрес двух днепропетровских и алчевского метпредприятий. Но существенным недостатком данной схемы являются деньги – их нет ни у ИСД, ни у ВЭБа, особенно в нынешнем его плачевном состоянии. Посему можно с уверенностью утверждать, что Evraz в Украине точно еще останется на несколько лет.