Порядок без реформ: «Новый курс» Тимошенко (Часть 2)

Share

Поставив во главу угла своей деятельности формирование социальноориентированного бюджета (или «бюджета проедания», как считают оппоненты), украинское правительство начало «войну» практически со всеми представителями крупного бизнеса. Это сопровождалось усилением фискального давления на наиболее рентабельные отрасли, прежде всего, с помощью государственных монополий, а также привело к усилению инфляционных ожиданий у населения.


 


Часть 2. Новая метла метет по-новому


 


Не успев получить министерские портфели, новые члены правительства сразу же заявили о необходимости сменить приоритеты государственной политики. В частности, ГМК должен был лишиться статуса «фаворита». Например, министр промышленной политики Владимир Шандра заявил о том, что отечественный горно-металлургический комплекс, который является локомотивом ВВП, должен стать лидером и по наполнению доходной части бюджета (тогда еще поправки к бюджету-2005 не были приняты). Кроме того, была немного «приоткрыта завеса» в отношении новых стратегических приоритетов министерства: «Промышленная политика – это не только ГМК, это и химическая промышленность, и машиностроение, оборонка, легкая промышленность – не надо просто зацикливаться на ГМК».


 


Одним из первых шагов, который продемонстрировал, что в отношениях правительства и отрасли началась новая страница, стало решение поднять тарифы на ж/д грузоперевозки. После продолжительных дискуссий состоялось повышение в среднем на 50%. На фоне этой проблемы беспрепятственно и без борьбы прошло удорожание стоимости природного газа для промышленных предприятий.


 


Дабы амортизировать инфляционные ожидания населения и не допустить обесценивания увеличения социальных бюджетных выплат, Кабмин пошел на укрепление курса гривны по отношению к американскому доллару, что стало еще одним ударом по экспортноориентированным отраслям. В результате, выручка тех же металлургов сократилась и одновременно увеличилось налоговое давление (повышение рентных платежей за пользование недрами и изменения налоговых ставок).


 


Вместе с тем, власть, под давлением евроинтеграционных тенденций, а также желания вступить в ВТО, пошла на либерализацию торговли сырьем для ГМК. Во-первых, были отменены меморандумы о фиксации цен на продукцию ГМК между сырьевиками и металлургами. Во-вторых, был подготовлен законопроект, предусматривающий сокращение экспортной пошлины для ломозаготовителей. И напоследок, Кабмин отказался от практики лицензирования экспортных контрактов железной руды.


 


Параллельно были озвучены заявления и меры, которые будут стимулировать развитие отечественной проминдустрии. Например, по словам главы парламентского комитета по вопросам промполитики и предпринимательства и губернатора Днепропетровского региона Юрия Еханурова, приоритетной отраслью в промышленности должно стать машиностроение. В частности, одним из принципов реализации этой стратегии будет «объединение усилий отраслевых предприятий по выпуску конкурентоспособности продукции и загрузить заводы госзаказами».


 


Было заявлено ряд проектов по стимулированию машиностроительной отрасли и оборонно-промышленного комплекса. В выступлениях первого вице-премьера Анатолия Кинаха и министра Минтранссвязи Евгения Червоненко звучали идеи реанимировать работу концерна «Бронетехника Украины», создать вертикально-интегрированную структуру в авиастроении, придания новых импульсов для ракетно-космической отрасли, реализовать ряд проектов в сфере локомотивостроения.


 


В планы Минпромполитики входит развитие следующих стратегических направлений деятельности ведомства: приоритет строительства новых заводов, а не приватизации промышленных объектов на территории Украины, получение статуса спецуполномоченного госоргана по инновационной деятельности, а также подготовка программы к удешевлению кредитов для промкомплекса. В целом, В.Шандра резюмировал: «первые 100 дней мы «латали дырки», а теперь можем приступить к стратегическим задачам».


 


Кроме промышленного сектора экономики волна конфликтов не миновала и топливно-энергетический комплекс. Так, власть (к слову, весьма неэффективно) попыталась в ручном режиме регулировать ценообразование на рынке светлых нефтепродуктов. А в связи с монопольным положением российских нефтяников Кабмин решил заняться созданием собственной вертикально-интегрированной нефтяной компании.


 


Также весьма расплывчаты перспективы реформирования угольной отрасли, хотя правительство признает острую актуальность этого шага. Не исключено, что будет упразднен недавно созданный холдинг «Уголь Украины», а в месте с ним Луганская и Донецкая угольные энергетические компании, а также Донецкая угольная коксовая компания. Кроме того, пока Минтопэнерго разрабатывает долгосрочную программу по преодолению кризису в отрасли, и вполне возможно четырехуровневая структура претерпит реорганизацию.


 


В целом, первый замминистра топлива и энергетики Виктор Тополов выделил следующие направления деятельности ведомства в угольной отрасли: инвентаризация имущества угольных шахт, внедрение более эффективных механизмов ценообразования на твердое топливо, повышение цены на уголь дотируемых предприятий. Кроме того, немаловажной задачей в ведомстве считают обеспечение прозрачности реализации угля, а также внедрение жесткого мониторинга за дотациями из госбюджета.


 


Отдельного рассмотрения заслуживает тема реприватизации. Уже который месяц власть практически терроризирует бизнес заявлениями о неких «черных списках», однако, обнародовать их не считает нужным. Очевидно, что такое постоянно стрессовое давление на бизнес сказывается только в негативную сторону на экономическом климате страны. Предприниматели хотят понять, какие собственно правила игры предлагает власть, а не играть в «кошки-мышки». Кроме того, чрезмерный популизм и желание наказать «провинившихся» заставляет зарубежные компании с опаской смотреть на проекты вкладывания инвестиций в Украину.


 


Действия правительства до сих пор свидетельствуют, что ему еще далеко до реализации собственного видения того формата хозяйственных отношений, на который делался акцент в ходе предвыборной борьбы. Тогда в ноябре декларировались полная либерализация рынка и создание свободной конкуренции во всех отраслях реального сектора экономики. Однако, первый этап своей деятельности – «наведение порядка» – Кабмин должен закончить как можно быстрее. Далее необходимо осуществлять структурные реформы в самой экономике, обеспечивать равные правила игры для зарубежного и национального капиталов, а также усовершенствовать систему поддержки отечественного бизнеса зарубежом.


 


 


 


Часть 1 «Локомотивы экономики плюс «чеболизация всей страны» характеризует модель украинской экономики и возможные пути ее развития


 


Часть 3 «Что делать, а не «кто виноват»?» посвящена анализу тех структурных сдвигов, которые необходимы нашей экономики