Денис Морозов: «Несмотря на уход из РФ, наш бизнес формирует позитивный денежный поток» (Часть 2)

Share

Первую часть читайте здесь.

– Каким образом структурирована сбытовая сеть труб ИНТЕРПАЙПа?

– У нас есть торговые офисы на ключевых рынках сбыта. Один находится в Северной Америке – North American Interpipe, два в Европе – в Лугано и Франкфурте, один – на Ближнем Востоке, также есть офисы в России (в Москве) и в Казахстане. Главный офис находится в Украине.

Что представляют собой эти офисы? Это предприятия со складом продукции?

– Это торговые дома, через которые осуществляются продажи. Там находятся продавцы, технические специалисты, которые непосредственно осуществляют работу с клиентами на конкретном рынке. А складские объекты у нас есть только в Украине и США, в других странах нет.

Наличие или отсутствие складов обусловлено различными моделями нашей работы на разных рынках. Например, на Ближнем Востоке и в Европе значительная часть продаж осуществляется через дистрибьюторов, у которых есть собственные склады, откуда они уже поставляют продукцию конечному потребителю. А вот в США у нас смешанная модель.

В Украине мы работаем с небольшими конечными потребителями, поэтому мы создали разветвленную складскую сеть.

– В какой степени удалось компенсировать потерю российского рынка, на какие рынки пришлось переориентироваться?

– Компенсировать потерю российского рынка не удалось. Если в 2014 году мы поставляли в РФ ежемесячно 20 тыс. т труб, то в первом полугодии 2015 года – не более 3 тыс. т в месяц. Более того, это были не новые поставки, а реализация труб, отгруженных в 2014 году. Очевидно, что масштабы потерь огромны. Было изначально понятно, что быстро компенсировать их не удастся.

Что касается перспектив возврата в Россию, то ключевой вопрос заключается в наличии экономической целесообразности поставок на этот рынок. С текущим курсом рубля и 19%-ной пошлиной на трубную продукцию отгрузки экономически нецелесообразны. Но если вдруг на российском рынке конъюнктура изменится – рубль укрепится или цены на трубную продукцию повысятся, то для нас появятся аргументы в пользу возврата на этот рынок.

Естественно, мы сократили наш московский офис (ИНТЕРПАЙП-М), оптимизировали, прежде всего, коммерческую службу. Сейчас его численность соответствует текущему уровню продаж.

– Какой курс рубля экономически оправданный для продаж в РФ?

– При текущих ценах продажи в РФ для нас имеют смысл при курсе до 60 рублей за доллар.

– Охарактеризуйте экспортные рынки США, ЕС и Ближнего Востока? Где есть потенциал роста, несмотря на падение нефтяных цен?

– Сейчас на рынке США «депрессия». В связи с низкими ценами на нефть количество буровых вышек сократилось в 3 раза, соответственно, снизилось потребление труб для добычи нефти и газа (OCTG труб). При этом у дистрибьюторов образовались большие складские запасы продукции, текущий спрос покрывается за счет этих запасов. Прогнозируем, что оживление на североамериканском рынке начнется не ранее 2-й половины 2016 года.

ИНТЕРПАЙП в США работает в режиме ограничения по минимальной цене. Поэтому к нашей продукции не применяется пошлина. Раз в полгода минимальная цена пересматривается. При этом мы имеем возможность изменить торговый режим: уплачивать пошлину или работать в режиме ценового ограничения. На сегодня работать в режиме ценового ограничения выгоднее.

В Евросоюзе компания постепенно наращивает продажи, при этом темпы роста были бы выше, если бы не действие 13,8%-й пошлины на бесшовные трубы. Эта пошлина не является заградительной для нашей продукции. Однако продажи становятся низкомаржинальными, и это ограничивает нас по географии и сортаменту реализуемых труб.

На Ближнем Востоке, как я уже говорил, ИНТЕРПАЙП работает через дистрибьюторов в Саудовской Аравии, ОАЭ, Египте, Турции и других странах. Наша продукция удерживает лидирующие позиции в строительном сегменте, но о нефтегазовой отрасли этого сказать нельзя, поскольку местным добывающим компаниям необходимы сложные решения, специфические виды труб, которые мы пока не можем производить, однако начали программу освоения.

Что касается Южной Америки, то нам сложно наращивать продажи в Бразилии из-за введенной пошлины в размере $150 за тонну на украинские трубы. Отгрузки в другие страны этого региона случаются лишь эпизодически.

– В прошлом году ИНТЕРПАЙПу возместили 100% НДС. Существует ли задолженность государства перед компанией по возврату налога в 2015 году?

– В этом году ситуация не изменилась. Мы находимся в системе автоматического возмещения НДС, которая подразумевает 100%-ный возврат. Нам его возмещают регулярно.

– Вас не отключают от автоматического возмещения НДС, как это происходит с другими предприятиями украинского ГМК?

– Нет, не отключают. Все наши трубные заводы – крупные экспортеры, доля внешних поставок у них более 40%, соответственно, они подпадают под систему автоматического возмещения НДС.

Но при этом были ситуации, когда нас в силу специфических причин из автоматического режима возмещения исключали. Например, у нас есть участок земли в Крыму, за который мы платим налоги в орган ГФС в Днепропетровске. В то же время налоговики считали, что мы должны были делать этот платеж в некий крымский украинский налоговый орган, которого, понятное дело, сейчас не существует. Иногда вот по таким причинам нам отказывали в автоматическом режиме возмещения, и приходилось тратить много времени, чтобы доказать, что в Крыму украинской налоговой нет.

– А когда такое происходило?

– В начале этого года, в январе-феврале. Потом ситуация более-менее стабилизировалась и больше не повторялась. Поэтому нарекать на ГФС мы не может, НДС нам возмещают.

– По данным Deloitte, проводящей рейтинг компаний Центральной и Восточной Европы, ИНТЕРПАЙП в 2014 году получил прибыль в размере 14,5 млн. евро, тогда как 2013 год завершил с чистым убытком в 55,2 млн. евро. Подтвердите или опровергните эту информацию.

– Прибыль – это условное понятие, которое не отражает реальный финансовый результат компании. В прошлом году сильный положительный эффект оказали курсовые разницы.

Мы оцениваем финансовый результат компании по параметру EBITDA. В прошлом году показатель EBITDA был положительным, то есть, наш бизнес формировал позитивный денежный поток, это для нас это самое главное.

– Какая сейчас, по итогам 1 полугодия EBITDA с учетом потери российского рынка?

– Несмотря на уход из России, EBITDA у нас положительная.

– Почему ИНТЕРПАЙП ранее, когда была позитивная конъюнктура трубного рынка, не приобрел производственные мощности зарубежом?

– Дело в том, что себестоимость трубной продукции в Украине одна из самых конкурентных в мире. Поэтому покупать активы в других странах бессмысленно, это никаких преимущество на рынке не давало и не дает. А в текущей ситуации у нас вообще мощности по производству труб недозагружены.

– Какая сейчас загрузка мощностей?

– Если брать колесное производство, то загрузка составляет 45-50%. По трубному производству показатель находится в районе 30-40%.

– Это очень маленький показатель…

– Конечно, мы же потеряли 40% продаж, российский рынок и другие страны Таможенного союза.

– Чем завершились судебные разбирательства от 2013 года между ИСД и ИНТЕРПАЙПом по долгу за поставки круглой заготовки?

– Мировым соглашением, которое на сегодняшний день выполнено.

– Насколько критично для ИНТЕРПАЙПа повышение ж/д тарифов?

– Действительно, для компании рост тарифов критичен, ведь мы довольно много продукции перевозим ж/д транспортом. В этом отношении любое необоснованное повышение тарифов сильно ударит по нашей экономике.

– Сможете выдержать очередное повышение?

– Понимаете, мы уже столько всего прошли. Потеряли российский рынок – думали, не выдержим, но все-таки выдержали. Сейчас нам тяжело с поставками металлолома. Если у нас будет проблема только с ж/д тарифами, то, наверное, выдержим повышение. А если усугубится ситуация с металлоломом, начнется очередной виток девальвации гривни и рубля, то не факт, что все это выдержим. Но, несмотря на все сложности, мы смотрим в будущее с оптимизмом. Делаем все возможное, чтобы компания не только выживала, но и росла и развивалась.