Когда начнутся массовые дефолты металлургов в Украине

Share

Не секрет, что ведущие мировые кредитные агентства постоянно понижают суверенный рейтинг Украины. Последний раз это произошло в конце марта текущего года, когда Moody's выставило нашему государству рейтинг Са, то есть «высоко спекулятивный», что лишь на одну ступень выше уровня дефолта. И это притом, что Минфин и НБУ в середине месяца получил первый транш от МВФ в размере $5 млрд. в рамках общей программы на $40 млрд.

Естественно, что ничего хорошего такое решение ни для корпоративного, ни для банковского сектора, а уж тем более для украинских еврооблигаций не сулит. Ведь рейтинги всех этих эмитентов автоматически снижаются также до преддефолтного уровня, что еще больше усложнит привлечение рефинансирования из-за рубежа. По мнению западных аналитиков, опрошенных Wall Street Journal, волна корпоративных дефолтов на Украине неизбежна. Поскольку, согласно подсчетам МВФ, украинские компании нуждаются в немедленном внешнем финансировании в размере более $15 млрд. в этом году, в том числе для погашения задолженности и купонных выплат.

Финансовый аналитик Борис Кушнирук полагает, что вероятность дефолтов корпораций в Украине достаточно высока. «Падает суверенный рейтинг, падает экономика, автоматически идет снижение корпоративных рейтингов. По-моему, только у единственного эмитента – МХП – рейтинг выше суверенного», – рассказал он.

Собственно эти процессы начались еще в прошлом году, когда в августе агрохолдинг «Мрия» допустил технический дефолт, не сумев погасить в сроки задолженность на сумму в $400 млн. А уже в январе Интерпол объявил совладельца корпорации и генерального директора Николая Гуту в розыск. Ему вменяется присвоение средств в размере $1,3 млрд.

Впрочем, есть и обратные примеры, когда компания договаривается с инвесторами о реструктуризации обязательств. Одной из первых таких корпораций стал «Метинвест», который к декабрю объявил о продлении срока погашения большей части ($386 млн.) еврооблигаций, тогда как оставшиеся $114 млн. обязалась оплатить в срок.

Вслед за ним пошла железорудная компания Ferrexpo с основными активами в Украине, попытавшаяся уговорить держателей евробондов на $500 млн. отодвинуть срок погашения с 2016 года на более поздний срок. С таким развитием событий согласилось только 43% инвесторов, но и это можно считать успехом после того, как в марте цены на железную руду провалились ниже отметки в $50 за тонну.

Б.Кушнирук полагает, что и в текущем году ситуация будет такой же сложной в связи с постоянной военной агрессией со стороны России, а также далекой от идеала экономической политикой правительства.

Следующим на авансцену вышел энергохолдинг ДТЭК, который запросил у держателей бондов о реструктуризации 80% долга. Пока что идет процесс переговоров, о результатах станет известно совсем скоро – 22 апреля.

«Дефолт ДТЭКа инвестора ничего не даст потому, что они в таком случае ничего не получат. Ситуация в энергохолдинге настолько критическая, когда облигации котируется в около 20% от номинала, что стороны будут договариваться. Вообще, считаю, что в большинстве случаем украинским эмитентам удастся договориться с зарубежными инвесторами», – полагает Б.Кушнирук.

По мнению директора Центра политического анализа Владимира Головко, проблемы практически у всех компаний одинаковы: украинская валюта упала более чем на 50% по отношению к доллару в прошлом году. Это ударило по украинским компаниям, которые выпускали облигации в долларах, но получают доходы в гривне (не забываем об обязательной продаже валютной выручки для экспортов) и теперь должны покупать подорожавший в два раза доллар, чтобы обслуживать этот валютный долг. «И это все происходит на фоне стремительного ускорения падения ВВП и промпроизводства, роста госдолга и опустевшей казны», – отмечает эксперт.

И некоторые компании, с поправкой на внешние факторы, не могут справиться с такой ситуацией. Например, трубно-колесная компания «Интерпайп» еще в конце прошлого года получила от Fitch рейтинг RD – уровень ограниченного дефолта в связи с невыплатой основной суммы долга в $106 млн. Кстати, при вынесении оценке рейтинговое агентство еще и опиралось на тот факт, что корпорация потеряла важный для себя российский рынок сбыта.

На этом фоне что уж говорить о «Донецкстали», основные активы которой находятся в зоне АТО и землях, не подконтрольных Украине, да к тому же еще только начали частично работать. Срок погашения ее еврооблигаций подходит к концу в июне 2015 года, и в данном случае дефолт очень вероятен. Тем более, СБУ обвиняет группу в финансировании терроризма и постоянно перекрывает сбыт ее продукции через украинские морпорты.

Ну и совсем недавний звоночек, даже набат – 6 апреля Fitch отозвало рейтинги агроходингов «Авангард» и «Укрлендфарминг» из-за недостатка информации. У первого есть проблемные активы на востоке Украины и в Крыму, а у второго – серьезные валютные риски и убыточные «дочки». Впрочем, в марте был осуществлен очередной платеж по еврооблигациям.

В целом, по подсчетам JP Morgan, большинство украинских корпораций попытаются реструктурировать задолженность или продлить сроки погашения облигаций. За счет этого доля корпоративных дефолтов в Европе возрастет до 8,6% в 2015 году, по данным инвестбанка, но, если считать без Украины, то доля дефолтов в ЕС составит менее 1%.