Операция «Реприватизация»: Черноморский судостроительный завод

Share

Вследствие невыполнения инвестиционных обязательств на объектах акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» данное предприятие может попасть в пресловутый «черный список» реприватизации. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: ГКЦБФР решила приостановить обращение ценных бумаг завода.


Особенности приватизации ЧСЗ


В конце 90-х гг. на предприятии «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ) проводилась реструктуризация путем выделения непрофильных производств и превращения их в самостоятельные хозяйственные субъекты. Таким образом, из ЧСЗ была образована государственная акционерная холдинговая компания. Для более эффективного использования ее производственных мощностей была осуществлена подготовка к приватизации его дочерних предприятий. Тогда в ГАХК «Черноморский судостроительный завод» входили такие ДП: ОАО «Судостроительная верфь «Меридиан», ОАО «Черноморский машиностроительный завод», ОАО «Малярно-изоляционное предприятие «Радуга», ОАО «Черноморский мебельный завод «Черномормебель», ОАО «Строительно-монтажное управление «Черноморсервис».



Параллельно с реструктуризацией ЧСЗ на предприятие начали привлекаться инвестиции для его развития в виде банковских кредитов, но менеджмент завода неэффективно использовал эти ресурсы. Так, 4 сентября 1997 г. на Британских Виргинских островах была зарегистрирована, как бы государственная, компания Fishing Company S.A. Затем, Кабмин обязывает Минфин представить госгарантии Сбербанку Украины на выдачу компании льготного кредита на сумму $10,6 млн. сроком на год, но без обозначения источников погашения. «Государственная» оффшорная фирма приобрела у Черноморского судостроительного завода 2 траулера.



Через 21 месяц Украина имела: ноль возвращенных кредитов, ущерб госбюджету в $2,5 млн. (неуплата налогов), потери банка на сумму 42,4 млн. грн., а также потерю двух траулеров ценой в $8,54 млн. При этом Минфин предложил Сбербанку «реструктуризировать» долг компании и далее через госбюджет погасил часть кредита на сумму 26,7 млн. А «забывчивая» компания получила $2,4 млн. прибыли.



Напомним, что до приватизации ЧСЗ сотрудничал с греческим бизнесменом и судовладельцем Вардисом Вардинояннисом. Первоначально предполагалось осуществить приватизацию путем продажи незначительных пакетов акций предприятия (для чего и проводилась реструктуризация), но в конечном итоге было принято решение реализовать одним пакетом не менее 75% акций. Но, несмотря на то, что возможность приобретения пакета акций ЧСЗ изучали входящая в ФПГ Вардинояннисов греческая компания AVIN, разместившая на предприятии заказ на строительство серии танкеров, и российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», 90,25% акций завода купила ОАО «Николаевская малотоннажная верфь» (НМВ), контролируемая бизнесменами Игорем и Олегом Чуркиным, за 119 млн. 305 тыс. грн. Причем стартовая стоимость была превышена всего на 5 тыс. грн. Примечательно, что от передачи завода в частные руки ФГИ рассчитывал получить около 300 млн. грн. Также стоит отметить, что в 2001 г. чистая прибыль ГАХК составила 27,7 млн. грн., а в 2003 г. – уже АКХ (поскольку была в частной собственности) получила убыток 20,475 млн. грн.



Забыв об обязательствах


Следует заметить, что после развала СССР структуры, подконтрольные братьям Чуркиным, сумели наладить поставки производимых только на территории РФ необходимых комплектующих для строительства судов, а также совместно с украинским и греческим капиталом обеспечить фрахтование спускаемых на воду судов. И хотя прибыль оседала в этих структурах, предприятие не «умерло», а его мощности были загружены. Однако условия приватизационного конкурса ОАО «НМВ» не выполнила.



Напомним, фиксированные условия конкурса: в течение 6 месяцев помесячно равными долями погашать задолженность ГАХК по заработной плате и перед Пенсионным фондом в размере 11,459 млн. грн.; в течение двух лет частично погашать или проводить реструктуризацию просроченной задолженности ГАХК по кредитам, предоставленным коммерческими банками в сумме 13,5 млн. грн.; проводить комплексную программу технического перевооружения и развития судостроительных мощностей ГАХК на 2003-2007 гг. на сумму 49 млн. грн.; нарастить объемы производства судов в эквиваленте металлопродукции не менее 60 тыс. т/год и обеспечение безубыточной деятельности с 1 января 2006 г.



Именно невыполнение этих обязательств и стало причиной атаки госструктур на предприятие. Первый раз это произошло осенью 2004 г. когда ФГИ под давлением Валентины Семенюк, возглавлявшей комитет ВРУ по вопросам приватизации, разорвал договор купли-продажи ЧСЗ, но тогда инвестор выиграл судебное разбирательство, которое запретило Фонду отбирать акции завода.



Тогда в вину «Николаевской малотоннажной верфи» ставилось непогашение задолженности по заработной плате и перед Пенсионным фондом (совокупно порядка $2 млн.). Покупателем была перечислена только половина стоимости сделки (50% – $11,32 млн.). Кроме того, годовой оборот компании-покупателя, 58% акций которой принадлежит киевской «Украинские ценные бумаги», на порядок ниже суммы сделки, что, по мнению наблюдателей, означало как спекулятивный характер намерений инвестора, так и его неспособность выполнить финансовые обязательства.



Следующая «реприватизационная» волна обрушилась в апреле 2005 г., когда Николаевский обком Социалистической партии Украины и представители трудового коллектива Черноморского судостроительного завода направили первому вице-премьеру Анатолию Кинаху, возглавляющего рабочую группу по проблемным вопросам приватизации госимущества, письмо, в котором содержится просьба провести реприватизацию предприятия.



За пределами правового поля


Согласно тексту документа, под прикрытием эмиссии контрольный пакет акций перекочевал в руки подставной коммерческой структуры, производственная база заводу больше не принадлежит – все активы без решения общего собрания акционеров переданы в дочерние компании-однодневки, подконтрольные братьям Чуркиным, стоимость основных фондов всего лишь за год уменьшилась в 13 раз. В то же время завод был втянут в сомнительные финансовые операции, в результате которых кредиторская задолженность выросла более чем вдвое (при парализованном производстве).



Ранее, в середине марта, заместитель главы Николаевской областной госадминистрации Сергей Исаков, комментируя итоги работы комиссии по выяснению ситуации на ЧСЗ, предположил, что собственники завода – Олег и Игорь Чуркины – стремятся распродать по частям имущество предприятия третьим лицам. По его утверждению, государственной акционерной холдинговой компании ЧСЗ как таковой уже не существует, а взамен создано три цепочки предприятий, через которые ушли активы предприятия. Так, ЧСЗ учредил в Киеве ЗАО «Наваль», которое, в свою очередь, учредило в Николаеве ЗАО «Николаевский судостроительный завод «Наваль». Точно так же верфь «Меридиан» превращена в ЗАО «Судостроительная верфь «Меридиан», а Черноморский машиностроительный завод – в ЗАО «Николаевский машиностроительный завод».



Естественно, что после эмиссии акций сразу нашелся пострадавший. В данном случае им стало предприятие «Нибулон», которое за 80 млн. грн. приобрело часть Восточной достроечной набережной площадью 7 га для строительства зерноперевалочного комплекса и портового элеватора годовой мощностью 1,2 млн. т. Поэтому, в интересах «Нибулона» ГКЦБФР и приостановила обращение ценных бумаг ЧСЗ до марта 2006 г.



Что касается возврата завода в госсобственность, то, по словам мэра г. Николаева Владимира Чайки, в настоящее время ведутся переговоры с норвежскими, датскими и греческими предпринимателями, которые желают стать инвесторами ЧСЗ. «Настрой государства – не развалить завод и сохранить его специализацию как судостроительного предприятия», – сказал городской голова. Вполне возможно, что, если компании из мореходных держав, коими является Дания, Норвегия и Греция, получат контроль над предприятием, то ЧСЗ сможет работать более эффективно.



Очевидно, что государственные структуры всерьез принялись за ЧСЗ. Однако, эпопея со списком реприватизируемых длится уже несколько месяцев. Следует также отметить, что свою роль в развитии предприятия бизнесмены все-таки сыграли: деятельность их структур не позволила предприятию на начальной стадии независимости Украины остановиться и обанкротиться. Тем не менее, развитие экономики и бизнес-культуры требовало от них использовать ЧСЗ не как «дойную корову», а развивать предприятие, особенно, когда оно перешло в их собственность. Теперь, если договор купли-продажи будет расторгнут, перед государством будет стоять двойная задача: не только максимально пополнить казну за счет продажи, но и найти эффективного собственника, который бы не только снимал «сливки», но и развивал предприятие. А в очередь на объект уже встали норвежцы, датчане и греки.



Справка:


Черноморский судостроительный завод, крупнейшее предприятие отрасли в Украине и одно из наиболее мощных в Европе. За время существования (с 1897 г.) на заводе построено более 1000 кораблей и судов разных типов и назначений: от тяжелых авианосных крейсеров и до траулеров-рыбозаводов и буксиров; а также выполнен ремонт многих специализированных судов, изготовлены десятки тысяч машин, механизмов, котлов, оборудования самого различного назначения. Компания, являясь уникальным предприятием судостроительно-машиностроительного типа, обладает высокой степенью автономности и способности выполнять ремонт любого, даже наиболее специфичного, оборудования.