Китайская стена: сколько украинские рудари потеряют от падения цен

Share

На исходе 2014-го стоимость железорудного концентрата на знаковом для экспортеров спотовом рынке КНР просела до пятилетнего минимума. По данным Metal Bulletin, к 23 декабря расценки на руду в китайском порту Qingdao снизились до $66,8/т с 62% содержания Fe. После этого произошел ценовой отскок. К январю 2015-го руда подорожала более чем на 5%, превысив отметку в $70/т. При этом произошла коррекция показателя падения железорудных цен в 2014-м – до 47-48% с ожидавшихся ранее 50% (с уровня примерно в $135/т в январе прошлого года). Но в тенденцию это не переросло.

Китайский сезонный отскок

Среди причин последнего повышения цен на руду эксперты называют совокупное действие нескольких обстоятельств. Первое из них – в традиционном пополнении запасов железорудного сырья (ЖРС) китайскими метзаводами накануне местного Нового года. В данный период металлурги КНР повышают спрос на сырье, что, с одной стороны, подталкивает котировки вверх. С другой – закупочная активность метзаводов приводит к уменьшению складских объемов ЖРС в морпортах страны. По информации Bloomberg, к первым числам 2015-го рудные запасы в китайских портах снижались шесть недель подряд. Их объем уменьшился на 12% с максимальных для 2014-го почти 114 млн. т в июле.

Эти факторы были дополнены влиянием резко возросших объемов ввоза руды в КНР. «Пополнение складских запасов ЖРС китайскими сталеварами пришлось на время рекордного импорта сырья в страну в прошлом месяце и снижения запасов сырья в портах. Поэтому рост цен был довольно незначительным, особенно если учесть практически двукратное их падение с начала 2014 года», – объясняет аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка. Китайская таможенная статистика показывает такие цифры: в декабре 2014-го в страну завезли 86,85 млн. т железной руды против ноябрьских 67,4 млн. т. В декабре 2013-го импорт ЖРС в КНР составил 73,4 млн. т.

Удорожание руды в новогодний период оказалось не только незначительным, но и недолговременным. Если 5 января котировки на ЖРС в Qingdao составляли $70,9/т, то 12 января – $70,3/т. «Смена роста цен на их снижение может говорить о том, что пополнение запасов ЖРС в большей степени уже состоялось», – полагает Дзвинка. Ценовые колебания на этом рынке, продолжает эксперт, поставлены в зависимость от последующих объемов импортных поставок этого сырья в КНР. «Снижения импорта руды в Китай если и произойдет в I квартале 2015 года, то в относительно незначительных объемах», – допускает эксперт. (Всего за 2014 год «Поднебесная» импортировала свыше 932 млн. т железной руды, тогда как в 2013-м – 820 млн. т). Аналитик Eavex Capital ожидает, что средняя цена на руду с 62% содержания Fe за первые три месяца 2015-го составит $69/т.

Игра мировых производителей

Недавнее удорожание руды в Китае в определенной мере было вызвано и ожиданиями по дальнейшим масштабным вливаниям средств в развитие инфраструктуры страны. В начале января Bloomberg передавал, что власти КНР могут принять решение по запуску в 2015-м около 300 инфраструктурных проектов общей стоимостью $1,1 трлн. Для их осуществления необходим, в том числе, и металлопрокат в больших объемах.

Такая потребность смогла бы переломить негативный тренд во внутрикитайском потреблении стали (прошлогоднее падение – примерно на 0,3% в сравнении с 2013-м), подтолкнув местную металлургию к заметному увеличению производства метпродукции. А это, в свою очередь, прямо бы сказалось на активизации метпредприятий КНР в сфере закупок сырья. Но соответствующее решение власти КНР пока не приняли. И на ценовые параметры железорудного рынка «Поднебесной» в большей степени оказывают влияние иные обстоятельства.

Аналитик Concorde Capital Роман Тополюк не исключает дальнейшего движения рудных цен вниз. Что этому способствует? Во-первых, запланированное увеличение добывающих мощностей крупнейшими компаниями сектора. Мировые игроки железорудного рынка – BHP Billiton, Rio Tinto и Vale – совокупно намерены нарастить мощности в 2015-м более чем на 100 млн. т в год, подчеркивает эксперт. «Во-вторых, падение цен на нефть и девальвация валют ключевых стран, в которых добывается руда (бразильский реал, австралийский доллар), смещает кривую себестоимости вниз. Это увеличивает конкурентоспособность производителей и давит на цены», – указывает Тополюк. Поддержку же ценам, по его мнению, может оказать сворачивание деятельности ряда китайских горнодобывающих компаний, около 80% которых при текущих котировках на руду работают в убыток.

В «Укрпромвнешэкспертизе» (УПЭ), где месяц назад спрогнозировали недавний ценовой отскок, ожидают прироста в азиатских поставках ЖРС со стороны четырех крупнейших игроков рынка (названная выше тройка плюс Fortescue Metals – прим. Авт.) на 85 млн. т в 2015-м. По оценкам аналитика УПЭ Дмитрия Желтякова, 4-5 млн. т «рудной прибавки» найдет свое потребление ввиду прогнозируемого на 2015-й увеличения стальной выплавки в КНР. А вот порядка 20 млн. т точно окажутся избыточными. На этот объем вынуждены будут сократить свое производство местные/китайские горнодобывающие предприятия. Они не выдерживают конкуренции с лидерами сектора ни по качеству руды, ни по себестоимости.

Украинский экспортный сценарий

К причинам, которые в состоянии затормозить процесс удешевления ЖРС в I квартале-2015, представители УПЭ в прошлом месяце относили и климатические факторы (в том числе и в самом Китае). В сезон дождей крупнейшие производители железорудного сырья в Австралии и Бразилии сокращают его добычу или транспортировку. Но в целом по 2015 году Желтяков спрогнозировал падение среднегодовых рудных цен на 23%. Как это отразится на украинской железорудной отрасли, экспортирующей до половины от объема своей добычи?

Нынешние цены на руду пока что позволяют нашим компаниям успешно ее продавать на внешних рынках. В декабре Дмитрий Желтяков говорил о «точке безубыточности» для украинских ГОКов на уровне $60/т. Роман Тополюк называет показатель в пределах $60-65/т концентрата, уже доставленного в Китай. Для производителей окатышей, отмечает аналитик Concorde Capital, критическим может быть уровень в $50-55/т.

Сокращение внутреннего рынка железорудного сырья из-за серьезного спада в украинском производстве стали (на 17% или 5,5 млн. тонн в 2014 году) стимулирует наши горно-металлургические группы к наращиванию экспортных продаж ЖРС. Если в 2013-м из Украины на внешние рынки было поставлено 37,7 млн. т железной руды, то за 2014-й, по расчетам УПЭ, объем достигнет 40 млн. т (При этом объединение «Металлургпром» приводит данные, что в 2014 году из Украины было экспортировано 41,2 млн. т ЖРС).

В 2015 году украинский железорудный экспорт увеличится до 41,5 млн. т, прогнозируют в УПЭ. Полуторамиллионный прирост придется преимущественно на китайский рынок – даже с учетом предполагаемого ценового спада.

По этому сценарию, горнодобывающая отрасль страны в натуральных объемах своих внешних продаж в 2015-м совсем не теряет. Вопрос в том, сколько недополучит в деньгах. Вот здесь ценовой спад вполне проявит свой негатив. По оценкам УПЭ, валютная выручка от украинского экспорта ЖРС за 2014 год упадет на $460 млн., до $3,25 млрд. В 2015 году сумма снизится еще на $700 млн., до $2,55 млрд. Так что в текущем году украинские ГОКи может быть сработают и без убытков, но страна на рудно-ценовых снижениях точно приобретет дополнительный минус в макропоказатели.