Курс на Европу: готова ли украинская промышленность идти в ЕС

Share

За все годы своей независимости Украина не провела серьезной модернизации экономики, а производственный потенциал, сформированный в советские времена, был частично утрачен. «За первые 20 лет независимости ВВП Украины упал на 34% (показатель ВВП 2010 составил всего 66% от 1990 года). За последующие 4 года наблюдался незначительный рост, при этом постепенно произошел переход к сырьевой ориентации экспорта», – констатирует президент NDI Foundation («Фонд национального развития и инноваций») Ольга Крупская.

По ее словам, обеспечить динамику роста ВВП в долгосрочной перспективе возможно только за счет обеспечения технологическим компаниям конкурентоспособности на глобальных рынках. «Украине годами прививали имидж аграрной страны, в то время как ее интеллектуальный потенциал, наличие в ней постепенно умирающей, но все еще способной на экономический прорыв научной школы позволяет при системном подходе создать в Украине свое «экономическое чудо» за счет перехода к технологической экономике», – озвучила эксперт свою точку зрения.

Пример Южной Кореи показывает, что такая трансформация вполне возможна. У этой страны были очень схожие с Украиной стартовые условия. В 1960-х гг. ЮК имела сырьевую ориентацию экспорта и позиционировалась как аграрная страна, ВВП составлял $2,3 млрд., уровень безработицы – 32%, технологическое производство полностью отсутствовало, а затраты на ВПК составляли львиную долю бюджета страны. Взвешенный подход и системная политика с акцентом на развитие интеллектуальных ресурсов, технологических инноваций с потенциалом конкуренции на глобальных рынках, создание благоприятных условий инвестирования в экономику страны и упразднение любых барьеров для развития высокотехнологических компаний позволило Южной Корее в очень короткие сроки совершить огромный скачок. ВВП страны в 2013 году составил $1,6 трлн., а экспорт $552,6 млрд.

Также следует сказать об экономическом прорыве Сингапура, который за тот же период в 40 лет показал прирост в 300% к ВВП ($2,16 млрд. в 1960 г. против $303,7 млрд. 2010-м). Политика Сингапура включала в себя несколько плановых периодов, суть которых заключалась в развитии трудовых ресурсов с последующим переходом к капиталоемкой и технологоемкой экономики.

Запорожье вместо Донбасса

После того, как промышленность Донбасса «ушла» из экономики Украины, Запорожская область стала ключевым экспортером, дающими валютные поступления в госбюджет. В целом, предприятия горно-металлургической отрасли приносят 40% валютной выручки Украины, из них около 15% «Запорожсталь».

Согласно данным ГУ статистики в Запорожской области, в 2013 году в облцентре работали свыше 2 тыс. предприятий, в области – 755. Доля ВВП региона в общенациональном масштабе составила 3,8%.

За 9 месяцев текущего года Запорожская область экспортировала товаров на $2,85 млрд., что составило 6,8% в общем объеме экспорта товаров Украины. По этому показателю область занимает четвертое место среди регионов Украины. В годовом исчислении экспорт возрос на 7,7%. При этом поставки в страны ЕС составили $622,6 млн., что на почти четверть больше.

Самыми крупными экспортерами в страны ЕС в 2013 году, по информации Запорожской ОГА, были «Запорожсталь», Запорожский железорудный комбинат, Запорожский завод ферросплавов, Запорожский завод тяжелого краностроения, Антаресагро, Днепроспецсталь, Мелитопольский малоэкстракционный завод, Мотор Сич, Запорожкокс, Пологовский маслоэкстракционный завод, ЗТМК, Таврическая литейная компания, Укрграфит, Запорожский абразивный комбинат, Метпромсервис, Босал-ЗАЗ, Запорожский завод цветных сплавов.

Таким образом, на экспорт уходили, в основном, черные металлы, руды, органические химсоединения. Больше всего запорожской продукции покупали Польша, Болгария, Германия, Чехия и Италия. Украинская металлургическая продукция сегодня конкурентоспособна на мировых рынках за счет цен, дешевле только китайская и российская за счет дешевой рабочей силы и энергоносителей. При этом экспорту не очень мешает то, что многие предприятия построены в 30-е годы прошлого века и применяют устаревшие технологии, лишь бы качество продукции давали соответствующее.

Стандарты качества

Конечно, законодательство Украины отличается от законодательства ЕС, как и национальные стандарты на процессы и продукцию. Однако достаточно много украинских предприятий выпускают продукцию по европейским нормам.

«Уровень промышленности Украины не самый низкий в Европе. Польша, Румыния, Болгария – все эти страны имели одинаковое с нами наследие и уровень и вошли в Европейский Союз, – уверен и.о. генерального директора компании «Бюро Веритас Украина» Иван Соколов. – Будут установлены новые требования, и предприятия будут их выполнять, готовы они к этому сейчас или нет. А возраст производств не страшен, все страны прошли через модернизацию, и это только приносило экономический рост».

Эксперт рассказывает, что «Бюро Веритас» обеспечивало сертификацию по ISO 9001 «Управление качеством» более 10 предприятий Запорожья. Так, завод «Мотор Сич» в 1997 году стал одним из первых на Украине сертифицированных предприятий.

За ним шли «Ивченко-Прогрес», ВИТ, Запорожский завод сверхмощных трансформаторов, «Запорожтрансформатор», Запорожский завод ферросплавов, «АВИА-ГРЕЙД МС», «Юпитер», СНПП, ЗТМК, ЭлКом, МиГремонт, «ХиТ технология», «Дарьял» и другие предприятия, ориентированные на экспорт. А на днях на Генеральной ассамблее Европейской Ассоциации качества EOQ в Брюсселе комбинат «Запорожсталь» получил высшую награду за качество выпускаемой продукции – международную премию на основе Модели совершенства EFQM.

«Только постоянно совершенствующиеся компании, которые выпускают продукцию высокого качества и системно занимаются актуальными вопросами экологической модернизации производства, могут рассчитывать на успех в глобальном мире», – отметил экс-председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей.

Стандарты экологии

А вот с сертификацией по ISO 14000 «Управление качеством окружающей среды и экологический аудит» дело обстоит хуже. По сути, ни в Украине, ни в Европе такого сертификата об экологической безопасности при поставках большинства видов непищевой продукции не требуется. «Жесткого требования наличия экологической сертификации нет, хотя это прописано в экологической политике Евросоюза и считается преимуществом, – отмечает Геннадий Кожемякин, заведующий кафедрой охраны окружающей среды Запорожской государственной инженерной академии.

Эксперт уточняет, что быть абсолютно чистым производством для получения сертификата ISO 14000 не обязательно, да и нет таких производств в природе, важно соответствовать национальным экологическим стандартам и заявить о стремлении к модернизации.

«Работа по разработке и внедрению систем менеджмента экологического и профессиональной безопасности, и интеграция с существующей системой менеджмента качества началась на «Запорожстали» в 2008 году, – рассказывает Иван Соколов. – За последний год на комбинате проделана колоссальная работа. Во многих случаях мы увидели подходы, которые идут дальше требований международных стандартов, в частности в вопросах экологии, промышленной безопасности и технологий».

Недавно комбинат заявил о строительстве конверторного цеха, который заменит устаревшее и энергоемкое мартеновское производство. «Производство конверторной стали в два раза эффективнее, «Запорожсталь» модернизацией решает заодно и экологический вопрос, – отмечает Геннадий Кожемякин. – Все бы делали, как «Запорожсталь», экология была бы лучше. У них единственная в стране установка с сероочисткой, единственная на город пусконаладка, плюс рециркуляция, повторное сжигание отработанных газов, что позволяет значительно сокращать выбросы. Пожалуй, из всех работающих металлургических предприятий это сегодня самое крупное и современное».

Следует отметить, что на Мариупольском комбинате им. Ильича ни одна из мартеновских печей уже не эксплуатируется. «Интеграция природоохранного законодательства, как и всего законодательства, с европейскими нормами и законами является частью общего процесса глобализации, в который включена и наша страна», – считает председатель Общественного совета экологической безопасности Мариуполя, ученый-химик ПГТУ Алексей Капустин.

Министерство экологии уже не раз проводило семинары, посвященные этой теме, с приглашением украинских экологов, представителей металлургических предприятий и европейских экспертов. Для перехода на единые стандарты требуется много усилий и времени, участие Минэкономики. Кстати, Капустин отмечает, что во многих случаях наши нормы более суровы, чем немецкие.

Самое же новое в Украине металлургическое предприятие – завод «Интерпайп сталь» в Днепропетровске, построен по современным технологиям практически с нуля.

Энергосбережение и экономия

«В странах Европейского Союза энергоносители занимают 18-25% себестоимости металлопроката, в Украине – до 60%. 80% украинских предприятий требуют обновления, около 11% получили возможности кредитования и модернизации», – охарактеризовал общую ситуацию с потерями энергоносителей в украинской промышленности Игорь Шилович, директор Центра ресурсоэффективного и чистого производства (создан на базе КПИ при поддержке Минэкономики).

Затраты энергоносителей растут и потому, что предприятия работают в «рваном» режиме, от заказа до заказа, и потом тратят энергию на пуск оборудования. Как пример низкой эффективности использования энергоносителей Игорь Шилович привел работу оборудования одного из предприятий Киевской области, где технический аудит показал, что 88% энергии сжигается бесполезно. Эксперт отмечает тенденцию, что прогрессивные украинские предприятия ищут возможности для модернизации и усовершенствования продукции, правда, больше возможностей для этого у крупных предприятий, таких как «Запорожсталь», уже внедрила технологию ресурсоэффективного чистого производства.

В результате работы Центра с 2007 года более 20 украинских компаний получили сертификат Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO). Сейчас работы по повышению эффективности использования энергоносителей проводятся еще на 20 предприятиях из Винницы, Запорожья, Одессы и Киева. Среди них ведущие производители продуктов питания, металлов, оборудования, стекольной продукции.

Перспективы «украинского экономического чуда»

«Люди, с которыми мы работаем, производят очень хорошее впечатление по техническому, инженерному уровню подготовки, в какой-то степени опережают своих зарубежных коллег, поскольку больше приспособлены к изменяющимся условиям, что отметили наши швейцарские коллеги, – говорит Игорь Шилович. – Наши люди настолько приспособлены к жестким условиям работы, что не будут отставать, если им придется бороться за конкуренцию в Европейском Союзе».

«Фонд национального развития и инноваций» создан только в 2014 году и объединил ученых и практиков с целью создать условия для перехода Украины к технологической экономике. Есть для достижения глобальной цели «украинского экономического чуда» и конкретные шаги. «Достаточно обеспечить синергию научной среды, инноваторов, технологических предпринимателей, бизнеса и инвесторов; чтобы все стороны смогли реализовать свои интересы в процессе создания инновационных продуктов и высокотехнологичных компаний, которые будут конкурентны на глобальных рынках», – говорит Ольга Крупская.

Со стороны государства – нужны прозрачные условия свободного рынка, реструктуризация системы образования, реформирование науки, акцент и упор на развитие человеческого капитала в стране, гарантирование инвестиций на государственном уровне. При таком подходе возможно развитие индустриального потенциала и стабильное развитие страны.