Усыпив бдительность российской бизнес-элиты на мартовской встрече Виктора Ющенко с представителями деловых кругов РФ, украинская сторона с удвоенной энергией сосредоточилась на реприватизационной теме. Выяснение отношений с собственниками проблемных промышленных объектов затронуло интересы не только отечественных олигархов, которые постепенно привыкают к мысли о том, что им придется либо доплатить за приобретенное предприятие, либо расстаться с приобретенными пакетами акций. Призабыв о своих обещаниях, украинская власть принялась за возвращение стратегических объектов, в первой десятке которых находятся предприятия с российским капиталом. Вместе с тем, несмотря на существующие риски в последнее время участились заявления со стороны руководства крупнейших российских холдингов о намерениях инвестирования в металлургию Украины серьезных денежных средств.
Несмотря на предоставление гарантий Виктором Ющенко зарубежным собственникам украинских промобъектов об улучшении инвестиционного климата и стабильности уже вложенных средств, с самого начала было понятно, что при пересмотре итогов приватизации российские олигархи не смогут выйти из «большой драки» без потерь. Об этом свидетельствует только тот факт, что инвестиции северного соседа в общем объеме иностранных вложений составляют около 35%. Причем основная их часть произведена в наиболее стратегические отрасли, в т.ч. и металлургию. Исходя из этого, порывы президента и Кабмина создать благоприятные условия для иностранного инвестирования могут натолкнуться на невозможность сохранения стабильности зарубежных вложений (а это является основным фактором доверия внешних инвесторов) при пересмотре проблемы собственности из-за слишком тесного переплетения украинских и зарубежных капиталов. Как пишет The Financial Times, «лидеры «оранжевой революции» вероятно, не могли представить себе, какой «банкой с червями» может оказаться пересмотр итогов приватизации прошлой власти».
Сейчас российские инвесторы уже выразили серьезную обеспокоенность решением хозяйственного суда Киева о возврате в госсобственность контрольного пакета акций Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК), входящего в группу СУАЛ, а также заявлением председателя фонда госимущества Украины (ФГИ) Валентины Семенюк о намерении забрать 18% акций «Укртатнафты», которые принадлежат компаниям, аффилированным с «Татнефтью». Причем, опасения российских собственников – группы СУАЛ, принадлежащей 68% акций – сразу же поставили под удар продолжение работ по техперевооружению комбината, начатых еще в 2004 г. Необходимо отметить, что в марте текущего года проверка ФГИ зафиксировала, что реконструкция предприятия действительно проводится, а вложения в этот проект с мая прошлого года по настоящий период составляют $53,3 млн.
Напомним, что В.Семенюк объявила, что хозяйственный суд Киева принял решение о расторжении с «АвтоВазИнвестом» (АВИ) договора купли-продажи пакета акций ЗАлКа. По ее словам, «есть решение по Запорожскому алюминиевому комбинату – возвратить в госсобственность», после чего предполагается перепродать предприятие украинским предпринимателям. Совершенно очевидно, что данная комбинация свидетельствует отнюдь не в пользу заверений о безопасности зарубежных вложений. Согласно логике главы ФГИ, каждый объект может быть признан стратегическим и перепродан (либо национализирован) местным олигархам, с которыми в свою очередь также «ведется работа» по коррекции влияния на реальные сектора экономики. В итоге, «построение» зарубежных собственников осуществляется за счет внутренних инвесторов. Однако, если у российских акционеров остается надежда на решение ситуации в их пользу на уровне правительственных комиссий, то украинские собственники могут только разводить руками. Отметим, что пока законных оснований для пересмотра приватизации даже в рамках 30-40 объектов нет – один законопроект представленный на рассмотрение парламентского комитета по вопросам промышленной политики отклонен, второй, более жесткий документ за авторством министра экономики Сергея Терехина еще только разрабатывается.
При этом необходимо отметить, что наиболее тревожащим для российских инвесторов стал тот факт, что решение было принято в минимальные сроки без уведомления ответчика. По словам Александра Михеева представителя АВИ на ЗАлКе (приведенного газетой «Коммерсант»), «мы не присутствовали на заседании суда, более того, нас никто туда не звал”. Кроме того он отметил, что никто не в состоянии бороться против властей, если те не намерены руководствоваться принципами законности.
Необходимо сделать акцент на том, что достаточно одного-двух мощных скандалов с серьезными российскими компаниями для того чтобы забыть на продолжительное время о расширении зарубежного (в данном случае российского) инвестирования в украинские промобъекты. Причем паника уже посеяна, российские СМИ сейчас предрекают, что следующим кандидатом на вылет станет «Русский алюминий», который владеет 30% акций Николаевского глиноземного завода в связи с заявлениями о невыполнении «Русалом» обязательств по строительству алюминиевого завода под Харьковом.
Вместе с тем, несмотря на очевидные риски для российского капитала в Украине, было бы несправедливо не отметить о повышении инвестиционной привлекательности отечественных предприятий. Об этом свидетельствуют высказывания зарубежных независимых экспертов. В частности, по словам директора группы по Восточной Европы и Кавказу Европейского банка реконструкции и развития (EБРP) Оливье Декамп, выступившего 28 апреля, во Франкфурте на конференции «Бизнес-потенциал Украины: появление европейского тигра», «мы предсказываем ускорение инвестиций, и замедленный, но более устойчивый рост ее (Украины – ред.) экономики», – при этом добавив, что «постепенно риски будут сходить на нет».
В свою очередь, сотрудник исследовательского центра Академии обороны Великобритании Джеймс Шерр, по сообщению РИА Новости, дал геополитическую оценку перспектив экономической привлекательности Украины. По его мнению, ключевым элементом внешней политики Украины и создания позитивного образа за рубежом, который поможет привлечь инвестиции, должен стать «успех в сфере внутренней политики». «Но с другой стороны, расположение внутреннего соотношения сил тонко зависит от того, каким образом иностранные государства будут воспринимать Украину и относиться к ней», – считает эксперт. Но все же главным лейтмотивом выступлений зарубежных экспертов стал тезис о том, что время увеличивать инвестиции в Украину наступило, «но делать это надо осторожно».
Очевидно, данный тезис разделяет и руководство крупнейших российских корпораций, которые публично заявили о своем интересе инвестирования в украинскую металлургическую отрасль. По заявлению вице-президента “ЕвразХолдинга” Александра Карлашова, сейчас ЕвразХолдинг (крупнейший в России производитель стали) изучает возможность участия в приватизации объектов ГМК Украины. “После появления определенности (в связи с пересмотром итогов приватизации) с их дальнейшей судьбой мы будем делать конкретные выводы”, – сказал Карлашов. По сообщению «Украинских новостей», “ЕвразХолдинг” заинтересован в приобретении активов, которые в рамках реализации стратегии развития компании дадут ощутимый эффект синергии с уже входящими в состав группы активами.
Кроме вышеназванного предприятия, российский холдинг “Северсталь-групп” также не прочь поучаствовать в приватизации украинских металлургических предприятий. По заявлению генерального директора “Северсталь-групп” Алексея Пертина, сейчас, в частности, “Северсталь-групп” ожидает ясности с процессом пересмотра итогов приватизации комбината “Криворожсталь” и горнорудных активов государственной компании “Укррудпром”, после чего будет принято решение об участии в их возможной повторной приватизации.
По мнению специалистов, на данный момент В.Ющенко необходимо всеми силами держать в узде членов своего правительства, которые открыто заявляют о пересмотре приватизации как инструменте усиления роли государства в экономике. Как пишет The Financial Times, «подобным же образом В.Ющенко хочет, чтобы общий пересмотр итогов приватизации был осуществлен в судах, дабы тем самым избежать тактики силового нажима, которая использовалась в деле “ЮКОСа” и напугала инвесторов в России». На сегодняшний день появилась реальная возможность снять напряжение, вызванное ожиданием реприватизации (либо судебных процессов – терминология власти) после выбора 29 объектов, предполагаемых к пересмотру итогов приватизации. Политическая элита должна дать понять, что в дальнейшем рассмотрение проблемы предприятий, приватизированных с нарушением условий конкурсов, если и продолжится, то будет производиться исключительно в правовом поле.