Реквием по «Металлургпрому»: верните Харахулаха!

Share

«Хотели как лучше, а получилось, как всегда» – такой избитой фразой можно описать ситуацию в Производственном объединении «Металлургпром» после того, как его покинул бессменный руководитель Василий Харахулах. Авторитет организации,  равно как и ее лоббистский потенциал, продолжает падать.


Уже больше года бизнес-портал uaprom.info следит за ситуацией в «Металлургпроме», и за это время, к сожалению, позитивных сдвигов не произошло. И это несмотря на то, что мы публично предложили (см. материалы «Информационная политика в ГМК: чем «Металлургпрому» ответить на кризис?»; «Металлургпром»: как это работает за рубежом»; «Как «Металлургпрому» стать социально ответственным») ряд антикризисных мероприятий, которые позволили бы Объединению развернуть более эффективную работу по представлению и защите интересов отрасли.


Увы, единственное, что можно руководству «Металлургпрома» занести в актив, – это долгожданное создание сайта организации, с более-менее регулярным обновлением информации. Впрочем, и тут можно найти ложку дегтя в бочке меда, поскольку на разработку, по сути, простой странички в интернете было потрачено аж 9 месяцев. Да и оперативность появления информации, мягко говоря, оставляет желать лучшего: становятся обычным явлением задержки публикаций на несколько дней, а то и на неделю, после того, как состоялось событие.


Тем не менее, после такого нерядового для ОП события как открытие сайта, происходит  еще более важное событие. Бессменный руководитель «Металлургпрома» Василий Харахулах после отпуска уходит в отставку с формулировкой «по состоянию здоровья». Напомним, что именно «негибкость» Василия Сергеевича оказалась катализатором конфликта между Объединением и представителями СМИ, которые уже больше года не могут посещать балансовые совещания и быть в курсе реального положения дел отрасли. Более того, Харахулах фактически лишил возможности представителей таких секторов ГМК, как метизный и огнеупорный, донести журналистам свои проблемы во взаимотношениях  с меткомбинатами.


На освободившееся кресло Харахулаха сразу же  появился претендент в лице  его первого заместителя Александра Зражевского, который еще более усердно принялся «закручивать гайки» не только в отношениях со СМИ, но и внутри самого объединения. По данным источников, Зражевский ожидал, что 24 сентября совет директоров «Металлургпрома» утвердит его в должности гендиректора.


Но собрать представителей предприятий ГМК не удалось, поэтому избрание руководителя перенесено на неопределенный срок. О мотивах неприбытия делегатов от метзаводов можно только догадываться: то ли они не поддерживают назначение именно Зражевского, то ли разочарованы в самом «Металлургпроме», как лоббирующей организации всей отрасли.


Действительно, лоббистский потенциал Объединения сегодня низок, как никогда. Если зимой-весной, при Харахулахе, «Металлургпром» участвовал в разработке Госпрограммы активизации экономики на 2013-14 гг. и проработки вопросов по льготам для ГМК, то теперь предприятия вынуждены самостоятельно выходить на уровень Кабмина для решения своих проблем. Так, ферросплавщики лоббируют себе льготный тариф на уровне вице-премьера Бойко, ИСД в одиночку пытается через суды отменить квотирование импорта угля. Из последнего – президент Виктор Янукович поручает правительству заморозить тарифы естественных монополий для промышленности до конца 2014 г.


Ситуация, в которую «Металлургпром» сейчас сам себя загнал, продолжает усугубляться. Конъюнктура стального рынка сулит тяжелые времена украинским металлургам, а работать по старинке, как привыкли в Объединении, уже не получается – нет эффекта для отрасли и ее участников. Необходимы кардинально новые подходы и методы работы, отличные от закрытости и кулуарности. Вот только вопрос, способно ли “старое-новое” руководство на качественный прорыв, остается открытым. Открытым настолько, что возникает вопрос – а не придется ли нам жалеть об уходе Харахулаха? Безусловно, падение авторитета организации началось еще при нем, однако сегодня этот процесс ускоряется до неконтролируемого.