В украинских портах введут электронный документооборот. За внедрение системы «единого окна» бизнесмены заплатят одесской компании миллионы евро.
Министерство инфраструктуры намерено с ноября начать плановое внедрение в морских портах Единой информационной системы портового сообщества (ИСПС). Эта инициатива предполагает переход от наряда на бумажном носителе к электронному наряду и распространяется пока только на контейнерные перевозки. Об этом в конце сентября сообщил заместитель министра Константин Ефименко. «К 1 ноября должен быть разработан план¬график внедрения ИСПС в портах. В первую очередь — контейнерно¬ориентированных, далее — во всех других», — заявил он, подчеркнув, что сокращение количества контактов представителей бизнеса с чиновниками приведет к победе над коррупцией в портах. Контейнеры обрабатываются в Одесском порту, Ильичевском, Южном и Мариупольском.
Представители бизнеса сомневаются в том, что новая информационная система будет иметь антикоррупционный эффект или сможет повлиять на объемы грузов, переваливаемых в морских гаванях. И их сомнения не лишены оснований — в тестовом режиме документы в электронном виде уже год принимаются в Одесском порту. Изменения происходят, но их качество радует далеко не всех. «Какой эффект от того, что электронный наряд будет визироваться на час или два быстрее, чем его аналог в бумажном виде, если количество видов контроля по каждому контейнеру будет оставаться прежним (взвешивание, сканирование, электронные замки GPS, физические досмотры)? — рассуждает топ¬менеджер одной из крупнейших стивидорных компаний. — Далеко не все наши контейнерные терминалы имеют необходимые площадки для работы рентген¬установок, не все имеют надлежащим образом сертифицированные весы и т.д. Вот и приходится экспедитору перемещать свой контейнер по самым замысловатым маршрутам к месту контроля в порту вплоть до его вывоза через проходную. Соответственно, затраты времени на контейнер исчисляются уже не одним¬двумя часами, а десятью–двадцатью и более».
Внедрением принципа «единого окна» пока очень довольны таможенники. Заместитель начальника Южной таможни Юрий Соколов говорит, что электронное декларирование позволяет экономить на кадрах (штатная численность Южной таможни не так давно сократилась с 1900 до 1300 чел.) и более эффективно распределять работу между сотрудниками — груз еще находится в Киеве, Донецке или в Констанце, а украинские специалисты в Одессе уже могут работать с документами. Благодаря ИСПС таможня будет получать полную информацию о перевалке грузов в реальном времени, чего сейчас нет. Считается, что эта информация поможет выявлять контрабанду. Однако названия фирм, занимающихся этим бизнесом в портах, известны уже даже украинским журналистам, между тем многие из них годами промышляют контрабандой и не боятся бравых таможенников.
Обещанный антикоррупционный эффект, который наблюдается при сокращении количества контактов представителей бизнеса с чиновниками, с внедрением системы «единого окна» тоже не гарантирован. «В импортном процессе деньги платятся за визировку на таможне, экологам в порту и таможне на выпуске, — рассказывает о внутренних порядках украинских портов управляющий проектами Informall BG Андрей Соколов. — По информации одесских экспедиторов, ИСПС часто сбоит. До ее внедрения экспедиторы платили таможенникам 20 грн. за визу под каждым бумажным нарядом на вывоз контейнера. Воспользовавшись новшеством, таможенники повысили платеж до 30–50 грн. за визировку каждого электронного наряда. Не подействовала система и на частоту контактов с госслужащим謫экологами». Как рассказывают экспедиторы, у каждого свои договоренности, но в основном они «раздают» по $10 за декларацию и $5–10 за каждый 20-футовый или 40-футовый контейнер».
Зато усиление контроля над контейнерными перевозками дешево обойдется казне — за мониторинг своего же бизнеса заплатят предприниматели. «С целью экономии средств госбюджета и бюджета госпредприятия было принято решение строить систему на принципах самоокупаемости. Для этого к проекту была привлечена организация АО «Пласке», которая взяла на себя функции инвестора», — уточнили в пресс¬службе АМПУ.
Компания «Пласке», президентом которой является одесский бизнесмен Олег Платонов, несколько лет лоббирует внедрение электронного документооборота в портах на всех уровнях — в порту, городе и в Мининфраструктуры. Непосредственно Олег Исаакович входит и в Общественный совет при министерстве, и в рабочую группу по внедрению «единого окна», и является руководителем одесского РП ICC Ukraine, которое инициировало создание этой системы. Платонов уверен, что одной из задач внедрения проекта является прозрачность «со всех сторон, и со стороны субъектов бизнеса, и со стороны государственных контролирующих органов». Однако, у «Пласке» есть и другие мотивы. Пока компаниям, работающим в порту, на добровольных началах предлагают заключить договор с АО, после чего им предоставляется программное обеспечение. Однако, по данным Informall BG, скоро за использование системы с предпринимателей будут брать плату — 5 евро за каждый контейнер.
В прошлом году в Украине было перевалено около 751 тысячи TEU (эквивалент 20¬футового контейнера). Даже если придется платить только за груженые контейнеры, «Пласке» весьма неплохо заработает на установке программного обеспечения — не менее 1 млн. евро в год. Причем, скорее всего, за счет украинских потребителей — в контейнерах в Украину поставляются импортные продукты питания, стройматериалы, автомобили, бытовая техника, текстиль, косметика. Если импортерам придется платить больше, это неизбежно отразится на цене товаров в магазинах.