Доллар выиграл не начатую войну

Share

Эскалация конфликта в Сирии станет катализатором триумфального роста цен на золото и котировок доллара США


Призрак надвигающейся войны наделал переполоха на мировых рынках. Жесткая риторика США, обусловленная химической атакой в Дамаске, поддержанная властями Великобритании и Франции, стала предвестником возможного удара по Сирии. Перспектива вмешательства НАТО, эскалации конфликта и выхода его на международный уровень взвинтили цены на нефть до полугодового максимума – $117,34/барр. Аналитики заговорили о возможном дальнейшем повышении цен на черное золото до $140-150/барр. Запах пороха всколыхнул и валютный рынок. Встревоженные инвесторы начали уходить в традиционные валюты-убежища — американский доллар и японскую иену. Менее надежные денежные единицы, включая евро, стали дешеветь. С момента обострения ситуации (21 августа) к началу сентября валюта Старого Света просела на 1,46%, до 1,3219, канадский доллар — на 1,37%, до 1,0534, швейцарский франк — на 1,39%, до 0,9298. В Украине наличные евро и рубль повторили мировую динамику. С 21 августа курс продажи евро понизился на 1,12%, до 10,76 грн., российского рубля — на 0,89%, до 0,24 грн., что стало годовым минимумом.


Зато «золотые» котировки пережили новый триумф. Стремясь хеджировать риски, инвесторы резко нарастили инвестиции в драгметалл. Цена тройской унции на прошлой неделе взлетала до $1430. Похожую динамику демонстрировало серебро, стоимость которого достигала $25 за тройскую унцию — максимального значения с середины апреля 2013 г.


Хотя военный пожар пока не разгорелся – Североатлантический блок заявил о невмешательстве в конфликт, а Великобритания и Франция решили дожидаться результатов расследования относительно химической атаки – ситуация все еще далека от стабильной. Президент США Барак Обама официально объявил о намерении атаковать Сирию в одиночку. Начало военных действий – лишь дело времени. Принятое президентом решение должно быть одобрено конгрессом, который вернется с каникул 9 сентября.


Затянувшаяся неопределенность с военной интервенцией Запада в Сирию дала рынкам передышку. Цены на нефть и золото успели откатиться назад. Однако дальнейшее обострение конфликта может возобновить «военный» тренд. Прежде всего спровоцировать тотальное бегство инвесторов с развивающихся рынков, поддержав таким образом золото и доллар США. «Фондовые рынки ожидает резкий обвал. В наибольшей степени он затронет рынки развивающихся стран и станет дополнительным стимулом к выводу инвестиций и капитала с этих рынков. Существенный удар получат фондовые площадки ЕС и азиатского региона», – отмечает директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин. Потрясение будет усилено и тем, что глобальные инвесторы уже не первый месяц изымают деньги с развивающихся рынков. Причина – угроза сворачивания программы «количественного смягчения» QE3 ФРС США, в рамках которой ФРС ежемесячно выкупает казначейские и ипотечные облигации на $85 млрд. Ожидается, что судьбоносный вердикт, который остановит денежные инъекции ФРС, будет принят ею на заседании 17–18 сентября. «В среднесрочной перспективе заявления Бернанке имеют гораздо больший вес. Но пока военная риторика доминирует в новостях, именно на нее обращают внимание спекулянты», – говорит специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.


Утратив аппетит к рисковым активам, инвесторы повально уходят в «качество» – ценные бумаги развитых стран и золото. «При негативном развитии событий в Сирии драгметаллы продолжат повышаться в цене. Например, во время активной фазы военной операции в Ираке в апреле-мае 2003 г. золото подорожало на 8,05%, до $364,35 за тройскую унцию. Если война все-таки начнется, рост котировок золота может составить также порядка 8%. Серебро и платина могут быть более сдержанными в росте», – полагает эксперт информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Мария Сальникова. Начало военных действий в Сирии практически однозначно определит и курс на укрепление валюты США, который будет подкрепляться заявлениями ФРС о сворачивании «количественного смягчения». «Традиционно во время политической нестабильности инвесторы предпочитают выходить из рисковых активов. Евро, например, имеет шансы снизиться до уровня 1,2800/$. В Украине в таком случае средний курс продажи будет находиться около 10,49 грн./евро», – прогнозирует Мария Сальникова. В числе аутсайдеров будет оставаться и российская валюта, которая может просесть до 34 руб./$, что только сыграет на руку экономике нашего северного соседа.


DISCOVERY: Маленькие войны поддержат экономику США


Помимо политических мотивов у США есть прямая экономическая заинтересованность в периодическом проведении маленьких победоносных войн. Уже не первое десятилетие Штаты живут в долг, потребляя больше, чем производят. Своего лимита в $16,69 трлн. госдолг, по оценкам Минфина США, достигнет уже к середине октября. Один из наиболее простых вариантов решения этой проблемы – запуск печатного станка, что позволит выпустить объем валюты, необходимый для покрытия долга. Однако такой шаг приведет к обесцениванию доллара. Или, в противном случае, иностранные контрагенты скупят все на американском рынке. Поэтому последние тридцать лет проблема покрытия кассовых разрывов решалась за счет привлечения свободных денежных средств мировых инвесторов в казначейские ценные бумаги США. Проблема заключается в том, чтобы другие страны и дальше охотно вкладывали средства в экономику США посредством покупки казначейских ценных бумаг. Этого можно добиться одним путем – показать, что в любом другом месте деньги могут пропасть (обесцениться). Для этого и необходимо регулярно по всему миру устраивать военные эскалации.


По мнению американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике 2008 г. Пола Кругмана, сейчас США необходим «экономический эквивалент войны. На самом деле Великую депрессию свела на нет программа многочисленных общественных расходов, более известная под именем Второй мировой войны». Кругман считает, что войны в Ираке и Афганистане хоть и затратны, но несравнимо малы по отношению к производительности страны, и поэтому не оказали стимулирования: «это недостаточно большие затраты». Стоимость войн в Ираке и Афганистане достигала всего лишь 1,2% ВВП, в то время как война во Вьетнаме была почти вдвое дороже — 2,3%, по данным Блумберга. Поэтому США, чтобы поддержать стоимость своей валюты, а также иметь возможность и дальше привлекать средства с внешних рынков, придется и дальше устраивать маленькие победоносные войны.