Стальной меморандум: шило на мыло?

Share

Уже в первые 3 недели действия Меморандума о спасении черной металлургии Украины правительство начало активно нарушать взятые на себя обязательства. Окончательно «убить» и так ограниченную эффективность данного документа может упорное желание правительства дополнительно осложнить жизнь метпредприятиям барьерами импорту сырья.


Говорили-балакали…


С 14 июня текущего года действует Меморандум о взаимопонимании между Кабинетом Министров Украины и предприятиями ГМК. Документ прописывает ряд взаимных обязательств, направленных на стабилизацию финансово-экономического положения предприятий отрасли на фоне кризисных явлений на рынках металла. Напомним, что правительство, в частности, обязалось:

– обеспечить оперативное возмещение сумм НДС, подтвержденных к возмещению по состоянию на 1.04.2013 г., и не допустить роста задолженности по НДС в течение срока действия Меморандума;
– обеспечить оперативный возврат уплаченных «наперед» всех видов налогов;
– не допускать до окончания срока действия Меморандума повышения тарифов на перевозку грузов ж/д транспортом для предприятий ГМК свыше 5% от уровня 2012 г.;
– рекомендовать (!) Нацкомиссии по госрегулированию тарифов в сфере энергетики, не допускать до окончания срока действия Меморандума совокупного повышения тарифов на электроэнергию для потребностей предприятий ГМК более чем на 5% от уровня, установленного 1.04.2013 г.

В свою очередь, предприятия ГМК взяли на себя обязательства не сокращать коллективы и не уменьшать объемы производства.


Эксперты, в т.ч., и бизнес-портал uaprom.info, умеренно позитивно оценили Меморандум, отметив в то же время, что документ является «сырым» и недоработанным. Вина за это, безусловно, лежит на ПХО «Металлургпром», которое уже давно не в состоянии эффективно лоббировать интересы отрасли. Работа объединения все больше сводится к «плачу Ярославны» – подготовке таблиц и графиков, демонстрирующих как все плохо, и насколько дальше будет еще хуже.


Сіли, та й заплакали..


Но вернемся к Меморандуму. Дело не только в том, что в нем нет потенциала для решения фундаментальных проблем отрасли. К сожалению, даже содержащиеся в нем положения, направленные на улучшение текущей ситуации, могут оказаться неэффективными. Простой пример – хотя документ фиксирует обязательство правительства по недопущению повышения тарифов на грузоперевозки более чем на 5%, в реальности же, согласно приказу Минтранссвязи №310 (от 21 мая) в течение года тарифы вырастут на 10,2%, в т.ч., на 5,8% уже после вступления Меморандума в силу. По расчетам того же «Металлургпрома», удорожание грузоперевозок приведет в 2013 г. к дополнительным затратам металлургов в 500 млн. грн. И, можно не сомневаться, что доппоступления не приведут к обновлению подвижного состава, а снова растворятся в карманах Минтранса и «Укрзализныци».


Аналогичная ситуация – по электроэнергии, стоимость которой еще до 1 апреля 2013 г. выросла на 4,8%, а всего по году, по планам НКРЭ, рост тарифов заложен на уровне 9,3%. По информации «Металлургпрома», допзатраты металлургов по этой статье, с учетом удорожания сырья за счет роста энерготарифов, составят порядка 2 млрд. грн. с НДС.


Таким образом, обязательства по замораживанию тарифов уже нарушаются. Одновременно не выполняются обещания по улучшению возврата НДС – судя по информации, поступающей от ИСД и «АрселорМиттал Кривой Рог», серьезного прогресса по погашению старых долгов и четкому возврату текущей суммы налога пока не заметно.


Риторический вопрос: как может быть эффективным документ, положения которого нарушаются с самого начала действия?


Внутреннее дело


Во вступительной части Меморандума отмечается необходимость «развития внутреннего потребления металлопродукции как предпосылки ускоренной инфраструктурной модернизации государства, а также стабильного функционирования ГМК, уменьшения его зависимости от колебаний конъюнктуры мирового рынка..».


Далее в документе предприятия ГМК берут обязательства «обеспечить реализацию на внутреннем рынке металлопродукции для нужд строительства и модернизации транспортной, жилищно-коммунальной, производственной инфраструктуры, ТЭК, машиностроения по ценам, не превышающим мировые».


Вот так – важнейшая задача развития внутреннего рынка уложилась в 2 скромных абзаца, при этом правительство фактически только декларирует намерение «улучшать и углублять», а металлурги уже подписываются под обещанием не повышать (или снизить) цены для внутреннего рынка до среднемировых.


Последнее обязательство, безусловно, важное и актуальное, и этой теме будет посвящена отдельная статья.


Шаг вперед, и два назад


Есть еще один важный аспект – задекларировав намерение помочь металлургии, правительство одновременно усложняет жизнь метпредприятиям своим маниакальным желанием решать проблемы одной отрасли за счет другой. Только вчера появилась  новость о том, что Кабинет Министров Украины все-таки подал апелляционную жалобу на решение Окружного административного суда города Киева от 10 июня сего года об отмене постановления Кабмина №225 от 13 марта 2013 г., согласно которому вводится квотирование импорта коксующегося угля и кокса.


В корпорации ИСД, предприятия которой ведут тяжбу с правительством об отмене указанного постановления, говорят, что ключевой аргумент Кабмина о якобы возможности возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие избытка коксующегося угля на складах украинских предприятий, является надуманным и не подтверждается МЧС. По словам директора правового департамента ИСД Сергея Ткаченко, «это только подтверждает тезис, что квотирование является странной формой «помощи» сырьевой угольной отрасли за счет причинения ущерба отраслям, производящим продукцию с добавленной стоимостью».


Таким образом, позитивный эффект от действия Меморандума оценить пока сложно, а негатив от действий правительства, идущих в разрез «духу и букве» данного документа, уже очевиден.


На фоне ухудшения финансово-производственных результатов в ГМК Украины (по предварительным оценкам, за 5 месяцев 2013 г. убытки метпредприятий до налогообложения ожидаются в сумме порядка $800 млн.), ограничение доступа к покупке импортного сырья может стать ключевым негативным фактором, который приведет к вынужденной остановке мощностей метпредприятий со всеми вытекающими отсюда последствиями.