В рамках рубрики «Актуальная история» бизнес-портал uaprom.info завершает публикацию фрагментов из комплексного исследования в рамках проекта «Горно-металлургический комплекс в Украине. XXI век», в котором дает ретроспективный анализ истории зарождения и становления черной металлургии в нашей стране.
Сформировавшаяся сырьевая база металлургии в Украине в пореформенный период
Создание и дальнейшее развитие металлургической индустрии в Украине были сопряжены с изучением и промышленным освоением Криворожского железорудного бассейна, а также Керченского железорудного и Никопольского марганцевого месторождений.
Разработку железных руд Криворожского бассейна начало в 1881г. организованное А.Н. Полем Акционерное общество криворожских железных руд, основанное на иностранном капитале. В 1886г. разработку железных руд Кривбасса производили АО криворожских железных руд, Новороссийское и Южно-Русское общества. Разработки велись в основном открытым способом. К 1890г. использование криворожской руды доходило до 84% (керченской около 10%). Рудники создавались как крупные капитализированные фирмы, использующие сложившиеся за рубежом формы организации производства, управления и финансирования крупными банками, и европейскую технику.
Благодаря разработке прежде всего Криворожского, а затем Керченского месторождений удельный вес Украины в общей добыче железной руды в России возрос с 4,4% в 1880г. до 52,9% в 1899г.
Юг с четвертого места среди промышленных районов страны в 1880г. вышел в 1897г. на первое, оттеснив на второе место Урал. Вследствие развития металлургии на Юге возникла новая отрасль промышленности – марганцеворудная. Марганцевая руда была необходимым компонентом в шихте при выплавке чугуна из донецких и криворожских руд.
В 1866г. (после закрытия Петровского завода) началось строительство Лисичанского казенного метзавода в Лисьей балке на правом берегу Северного Донца. Вопреки мнению ряда специалистов (о невозможности обеспечения железными рудами и непригодности лисичанского угля для коксования) строительство завода было завершено в 1870г.
Лисичанский завод был построен целиком из отечественных материалов и полностью отечественными специалистами. По техническому оснащению он в целом не уступал европейским заводам.
В 60-70-х годах XIX столетия появилось немало работ с технико-экономическим обоснованием (ТЭО) необходимости развития черной металлургии на базе минерального топлива и местной железной руды. Этот вопрос постоянно находил отражение на страницах специальных журналов, в частности «Горного журнала».
В качестве примера следует привести опубликованные в 1864г. публичные лекции «О железной промышленности России» вице-президента Общества для содействия русской промышленности и торговли В.А. Палетики, который вел борьбу с косностью и неповоротливостью бюрократического аппарата, анализировал причины отставания России в производстве металла. В частности он указывал, что Донбасс самый перспективный район организации новой металлургической базы, где имеются уголь и руды, доказывал экономическую рентабельность ее при должной организации. Он подчеркивал, что «…главнейшими мерами для развития нашего железного производства должно быть то же, что послужило орудием для развития во всем мире, т.е. водворение у нас железного производства на каменном угле и построение железных дорог собственными средствами».
Были и противоположные мнения зарубежных специалистов (в первую очередь Г.Ф. Туннера), которые считали приоритетным развитие металлургии Урала, а не Юга.
Одной из причин, замедлявших создание южной металлургической базы, была ошибочная экономическая политика правительства в вопросах обеспечения страны металлом, и в частности в области тарифов и государственных пошлин на ввоз из-за границы чугуна, железа и машин. Такие подходы обрекали отечественную промышленность на зависимость от привозного металла, подрывали самостоятельность экономики и обороноспособности страны, подрывали экономические основы для организации собственной металлургии на Юге, которая на начальной стадии развития не могла конкурировать с западноевропейской металлургией по цене. В результате миллионы рублей золотом уходили на Запад вместо инвестирования отечественной металлургии.
Многие экономисты того времени утверждали, что южная металлургия, если спрос на металл еще больше возрастет, возникнет сама по себе даже в условиях конкуренции. Сторонники развития отечественной металлургии обоснованно возражали, что при сохранении беспошлинного ввоза чугуна и железа из-за границы это никогда не произойдет. Ссылались на опыт Запада, где металлургическая промышленность создавалась при охранных мерах со стороны правительства, а также при значительной поддержке государства.
15 октября 1866 г. был принят закон, согласно которому заказы, связанные с развитием железнодорожного транспорта, должно были выполняться только внутри страны. Устанавливались правительственные премии за производство паровозов и вагонов, а также за изготовления стальных рельсов. Это в значительной степени способствовало строительство в России машиностроительных предприятий и металлургических заводов, привлечению для этих целей иностранных капиталов, ускорению создание южной металлургической базы.
С началом промышленных разработок железных руд в Кривом Роге на Юзовском заводе стали применять криворожскую руду. В Криворожском бассейне Новороссийское общество вскоре приобрело значительные участки и организовали добычу руды. Начиная с 1883г. использование криворожской руды на Юзовском заводе составляло от 40% и более. Сулинский завод в отличие от Юзовского не получил правительственных привилегий и не мог с ним конкурировать.
В первой половине 70-х годов XIX века имело место некоторое оживление древесноугольной металлургии на Полесье. Полесские доменные предприятия окончательно вытеснили рудни. Значительный рост потребности в металле не покрывался только Юзовским заводом, в связи с чем появился стимул для развития металлургии Полесья.
Освоение высококачественных железных руд задержалось из-за длительного не решения вопроса строительства железной дороги, соединяющей Кривбасс и Донбасс.
Металлургическое производство в Украине развивалось по линии комбинирования. В конце XIX столетия железными рудниками владели на правах собственности или аренды 19 металлургических обществ и 2 доменных завода. Всем 22 комбинированным предприятиям в 1899г. принадлежало 56 рудников, на которых добыли 91,4 млн. пудов руды (почти 50% всего объема продукции отрасли); на них было занято 5632 рабочих (что составляло 61,2%).
В результате быстрого развития железорудной промышленности на Юге Россия с седьмого места по добыче в 1880г. в конце XIX века вышла на пятое, опередив Францию и Австро-Венгрию. По темпам увеличения добычи Россия в этот период превосходила все европейские государства и США, но по абсолютному приросту еще значительно отставала от ведущих стран. В 1899г. Россия добывала железной руды меньше США в 4,4 раза, Германии – в 3, Англии – в 2,5 раза.
Формирование рабочих кадров металлургической промышленности в Украине
Процесс формирования рабочих кадров металлургической промышленности в Украине начался еще в дореформенный период, когда в связи со строительством Луганского завода в Украине появились первые рабочие-металлурги. В дальнейшем, вплоть до реформы 1861г., этот процесс протекал очень медленно.
В пореформенный период (70-90-е годы XIX столетия) формирования рабочих кадров металлургической промышленности в Украине было тесно связано с бурным развитием отрасли, число рабочих росло за счет огромной массы пролетаризованных крестьян, мелких ремесленников, а позже и членов рабочих семей. Вокруг строившихся и действовавших металлургических предприятий постепенно возникали рабочие колонии и поселки, превратившиеся впоследствии в города.
Рост численности рабочих металлургической промышленности в Украине происходил также за счет квалифицированных кадров из промышленных районов России, так как на Юге заработная плата была выше.
Сравнительно высокий уровень оснащения металлургических заводов Украины требовал от рабочих не только минимума грамотности, но и значительных технических знаний (к концу XIX столетия 59,9% рабочих в металлургии были грамотными, в других отраслях их было всего 5,6%).
Невысокий процент грамотности среди металлургов объясняется слабой постановкой как общеобразовательного, так и профессионального их обучения. В погоне за прибылью предприниматели мало беспокоились об образовании рабочих, а когда возникла острая необходимость в квалифицированных кадрах, выписывали их из-за границы. Не лучше обстояло и с подготовкой инженерно-технических кадров.
Процесс формирования рабочих металлургической промышленности в Украине, который продолжался со второй половины XIX столетия, в основном завершился в начале XX столетия. В результате этого отряд рабочих-металлургов в Украине вырос до 45 тыс. человек и качественно значительно изменился.
В конце XIX столетия в Европе разразился экономический кризис, который докатился и до Украины, особенно выразительные формы он приобрел в 1900-1903гг. В Украине он прежде всего охватил предприятия тяжелой промышленности: металлургической, железорудной, каменноугольной.