Либерализация с оттенком радикализма

Share

Отмена лицензирования экспортных поставок ЖРС, в очередной раз представленная на рассмотрение Кабмина, является закономерным шагом на пути к получению статуса страны с рыночной экономикой и вступлению в ВТО. Однако нельзя не признать, что на первоначальном этапе либерализация экспорта данного сырья может привести к всплеску внешнеэкономической деятельности ГОКов и, по цепочке, дефициту ЖРС для отечественных металлургов.


 


20 апреля Министерство экономики Украины подготовило проект распоряжения правительства об отмене лицензирования экспортных поставок железорудного сырья (ЖРС). Даже несмотря на мягкое сопротивление Министерства промышленной политики данный проект имеет все шансы на утверждение в самом ближайшем будущем. По словам, заместителя министра промышленной политики Украины Сергей Грищенко, «Минпромполитики считает такую постановку вопроса несвоевременной и предлагает к нему вернуться во втором полугодии. Однако поскольку данное предложение содержится в резолюции министерства на проекте распоряжения правительства, в случае если Кабмин не согласится с аргументами Минпромполитики, отмена лицензирования экспорта ЖРС может быть принята на ближайших заседаниях правительства».


 


Напомним, что с 13 июля 2004 г. экспорт ЖРС осуществляется исключительно по лицензиям, выдаваемых Минэкономики по согласованию с Минпромполитики. Введение этой меры произошло по инициативе метпредприятий, ПХО «Металлургпром» и Минпромполитики, которые рассчитывали таким образом нормализовать ситуацию с обеспечением этим сырьем отечественных металлургов.


 


С момента введения данного механизма искусственное сдерживание ЖРС постоянно подвергалось критике международных организаций, кровно заинтересованных в получении украинского сырья. Так, первый заместитель министра экономики и по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий считает, что «введение любых ограничений, в частности, экспорта железорудного сырья, создаст проблемы, поскольку это нарушает наши обязательства. Фактически, это может блокировать процесс вступления в ВТО. Понятно, что это повлияет и на отношения с ЕС, в частности, на торговлю сталелитейными изделиями. Лицензирование — это наиболее мягкий вид ограничений, но к этому вопросу в ВТО относятся очень чувствительно. Мы хотим, чтобы это была только система мониторинга… контроля над экспортными потоками». В то же время, данная формулировка, как известно, не удовлетворила западных представителей.


 


Нужно отметить, что предложение о снятии лицензирования является уже не первой попыткой отмены «мягкого» регулирования вывоза железорудного сырья за пределы страны. В сентябре прошлого года – через два месяца после внедрения лицензирования – со стороны Минпромполитики, которое сейчас выступает в качестве защитника этого сдерживающего механизма, прозвучал «первый звонок» о необходимости отказаться от данной меры «в связи со стабилизацией ситуации с обеспечением сырьем металлургических предприятий». Представители Минпромполитики подчеркивали, что в то время не было необходимости отслеживать экспорт железорудного сырья, так как объемы поставок данной продукции за рубеж не влияли на обеспечение метпредприятий.


 


Проект постановления, отменяющий лицензирование экспорта ЖРС, уже находился на согласовании в профильных министерствах и ведомствах, и его принятие ожидалось на ближайшем заседании правительства. Однако рассмотрение этого вопроса было отложено до заключительного в 2004 г. заседания Кабмина, на котором было принято решение о продлении лицензирования экспорта железорудного сырья из Украины до 2006 г. Предполагалось, что до конца текущего года квотированию будет подлежать экспорт неагломерированного железорудного сырья (код внешнеэкономической деятельности 2601110000), агломерированного сырья (2601120000) и обожженного пирита (2601200000).


 


Вместе с тем, учитывая взятый с начала года темп получения страны со статусом рыночной экономики и по интеграции в ВТО, ситуация предполагает скорейшее разрешение вопроса с отменой лицензирования. Напомним, что 30-31 марта представители Министерства экономики и Еврокомиссии провели в Киеве консультации по соглашению о торговле стальными изделиями между Украиной и ЕС на 2005-2006 гг. Обе стороны достигли полного взаимопонимания в отношении текста договора, устанавливающего количественные лимиты. Сейчас текст соглашения изучается экспертами с обеих сторон, после чего договор будет подписан и вступит в силу.


 


На совместных консультациях комиссия «выразила беспокойство» по поводу невозврата НДС украинским экспортерам металлолома, повышения ж/д тарифов и других видов перевозок для ломозаготовителей, а также лицензирования экспорта железной руды и кокса. Украинская сторона заверила, что вопрос невозврата НДС экспортерам металлолома решается в рамках всего вопроса о возмещении НДС, что повышение ж/д тарифов будет происходить на базе недискриминационных принципов и что торговля металлургическим коксом и железной рудой останется свободной от количественных ограничений, таможенных пошлин, налогов или любых других барьеров, которые имеют эквивалентный эффект. Как видно, обещания были даны не для оттяжки времени.


 


Решение об отмене лицензирования в совокупности с незначительным повышением жд тарифа на отправку руды и концентрата на экспорт (по сравнению с 50%-ным повышением внутри Украины) может подхлестнуть темпы увеличения экспорта ЖРС. Напомним, что в январе-феврале текущего года экспорт железорудного сырья (ЖРС) увеличен на 7,2% до 2,976 млн. т. Как сообщил генеральный директор ПХО «Металлургпром» Василий Харахулах, в первом квартале 2005 г. отдельные предприятия недополучили небольшое количество железорудного сырья (хотя в целом, обеспечение метпредприятий сырьем в марте проходило по утвержденным балансам). По информации, представленной на апрельском балансовом совещании, больше всех пострадал Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, которому недопоставлено 58 тыс. т железорудного концентрата с Южного ГОКа (согласно утвержденному балансу). Можно спрогнозировать, что после либерализации экспорта ЖРС с большей вероятностью пострадают компании, не имеющие своей сырьевой базы: ММК им. Ильича, «Запорожсталь», Алчевский меткомбинат, тот же ДМКД. Кроме того, необходимо отметить, что после того, как правительство расчистило дорогу для беспрепятственного вывоза железной руды и концентрата, глядя на внешнеэкономические успехи полностью экспортоориентированного Полтавского ГОКа, существенно расширить долю экспортных поставок могут и другие горнодобывающие предприятия, которые сейчас в основном работают на внутреннем рынке.


 


Отмена лицензирования экспорта ЖРС станет серьезным испытанием на прочность отечественного металлорынка. После принятия этого решения украинские ГОКи окажутся перед выбором исполнения обязательств, взятых на балансовых совещаниях, перед отечественными металлургами (что будет связано с увеличением издержек из-за повышения тарифов) либо осуществления беспрепятственного экспорта на более выгодных условиях. При этом украинские власти вряд ли вернутся к жесткому контролю вывоза ЖРС, т.к. желание любой ценой вступить в ВТО и ускорить темпы интеграции в ЕС может оказаться сильнее внутренних обязательств. Вслед за либерализацией железорудного экспорта можно ожидать также смягчение условий внешней торговли металлоломом и дефицитным на сегодняшний день коксом. Кабмин пойдет и на эти условия, в том числе и для того, чтобы успеть до апреля 2006 г. отчитаться перед избирателями нового парламента об успешной внешней политике.