В рамках рубрики «Актуальная история» бизнес-портал uaprom.info публикует фрагменты из комплексного исследования в рамках проекта «Горно-металлургический комплекс в Украине. XXI век», в котором дает ретроспективный анализ истории зарождения и становления черной металлургии в нашей стране.
Первые шаги
Первой попыткой создания на Юге металлургического предприятия считается основание в конце XVII века предпринимателями Аристовым и Бориным железоделательного заведения на залежах руды и каменного угля в Азовской губернии. Действовало оно недолго. После освобождения во второй половине XVIII века захваченных Турцией южноукраинских земель, присоединения Крыма, получения выхода в Черное море, а также с возникновением таких крупных торговых и промышленных городов, как Херсон (1774), Николаев (1789), Одесса (1794) и др., потребность Юга в металле и топливе значительно возросла, поэтому усилились поиски месторождений каменного угля, железных руд и других полезных ископаемых. В период 1773-1774 гг., 1781 г. на Юге побывал ряд экспедиций Гюльденштедта и Зуева, последний нашел залежи угля, а также указал на наличие железистых кварцитов на реках Саксагани и Ингульце. В 1789 г. М.Г. Ливанов отметил, что берега р. Саксагани богаты рудными залежами и другими полезными ископаемыми. По решению правительства для нужд армии в 1789 г. в Херсоне была построена казенная литейная мануфактура, где отливали орудия и ядра. В Кременчуге было учреждено оружейное предприятие, на котором действовали литейный, кузнечный, ствольный и другие цеха.
В период 1796-1799 гг. на р. Лугань (при слиянии рек Белой и Ольховой) было построено первое крупное металлургическое предприятие (действовал доменный, литейный, кузнечный и другие цеха) на территории Юга Украины и России, где впервые была освоена выплавка чугуна в доменных печах на минеральном топливе. Технология таких плавок в металлургическом производстве России до того времени не была известна. К 1857 г. на Луганском заводе имелось 11 цехов, оснащенных 17 печами, 32 горнами, 50 станками и паровыми машинами. На нем работало 5160 человек, а на трех его рудниках – Лисичанском, Успенском и Городищенском – 6327. С появлением и развитием завода связано образования из села Каменный Брод в 1888 г. нового уездного города Луганск. Однако на заводе не смогли организовать промышленную плавку чугуна на каменном угле, и он постепенно стал терять значение, а в 1887 г. был ликвидирован. Во время Крымской войны завод был разрушен.
Усилия по организации использования железных руд и каменноугольных богатств Юга продолжались. В период 1862-1866 гг. было выплавлено почти 33 тыс. пудов чугуна, а всего на заводе в доменных печах было выплавлено на коксе из местных руд 91 тыс. пудов чугуна. Этим был сделан крупный шаг к овладению новой для русской металлургии технологии (это за 10 лет до Джона Юза, применившего в 1872 г. кокс в доменной плавке). Однако частая смена руководства на Петровском заводе и факты ввода непроверенных технологий и агрегатов привели к подрыву деятельности завода и его закрытию в 1866 г.
Однако деятельность Петровского казенного метзавода привлекла внимание к полезным ископаемым Донбасса и опытам по выплавке чугуна из местных руд на местном топливе. В неудачах попыток организовать метпроизводство на Юге сказывалась отсталость промышленности России и ее металлургии как в технике, так и в организации производства. Если в XVIII столетии заводы России производили значительно больше чугуна по сравнению с любой страной Европы, то с начала XIX века по объему выплавки металла Россия все более и более отставала от Англии. В то время как в Англии начали широко применять минеральное топливо для выплавки чугуна в домнах, горячее дутье, распространилось пудлингование, обеспечивающее в более широких масштабах передел чугуна в сталь и т.д., в России, где феодально-крепостнические пережитки были особенно сильны, вплоть до последней четверти XIX века использовались старые техника и методы производства.
Во второй половине XIX века, после отмены крепостного права в условиях сравнительно быстрого развития промышленности и роста внутреннего рынка в России образовался большой дефицит металла. В то время только одна пятая металлургических мощностей располагалась в центральных районах (более 80% на Урале), но здесь из-за нехватки лесов металлургия практически не развивалась. Техника на древесноугольных доменных заводах была крайне отсталой. В то время как в мировой практике воздуходувные цилиндрические машины применялись с 1800 г., горячее дутье на домнах с 1835г., а изобретение Бессемера и Сименса относится к 1856 г.
Потребление железа на душу населения в 1870 г. составляло в России 6,5 кг (при среднем в мире 16,6 кг), а в Англии – 100, Франции – 35, Германии – 30 кг.
В Украине в начале пореформенного периода черная металлургия была представлена лишь полесскими доменными заводами и несколькими десятками еще сохранившихся руден, а также двумя казенными метпредприятиями в Донецком бассейне, на которых наладить регулярную выплавку металла не удалось. Общая выплавка чугуна на нескольких небольших доменных заводах Полесья в это время немного превышала 10 тыс. пудов в год. При этом на заводах в качестве металлургического сырья употреблялся в основном чугунный лом и лишь в незначительном количестве добавлялись местные болотные руды.
В Украину ввозилось большое количество металла из-за границы. Поэтому вопрос о необходимости ускорения развития производства черных металлов внутри страны, и особенно на Юге, все время обострялся. Прогрессивные специалисты того времени видели решение проблемы в организации производства чугуна на минеральном топливе.
База для роста
К концу 60-х годов XIX века в Донецком бассейне было разведано много месторождений железных руд, представленных залежами бурых железняков с содержанием железа 30-50%, пригодных к добыче и плавке в доменных печах. В этих же районах или вблизи них располагались основные изученные на то время месторождения угля: хорошо спекающегося металлургического, антрацита и ряда других энергетических марок. Месторождения каменного угля разрабатывались с конца XVIII- начала XIX ст., но в ограниченных масштабах – из-за малого спроса.
Следует отметить, что вблизи месторождений железных руд в Донбассе в то время был открыт ряд месторождений каолина и огнеупорных глин, пригодных для изготовления огнеупорного кирпича, и известняков для флюсов. Таким образом, топливно-сырьевая база для начального периода развития черной металлургии в Донбассе к 60-м годам XIX века была достаточно разведана. Водные ресурсы и заселенность края отвечали требованиям строительства мощных по тому времени металлургических заводов.
В районе Донбасса проектировалось сооружение ряда железнодорожных линий, в частности на Екатеринослав и Александровск, на Мариуполь и Таганрог, на Воронеж. Строительство этих дорог резко повышало спрос на металл на Юге и решало транспортную проблему, важную для развития промышленности.
Освоение выплавки чугуна на Лисичанском заводе оказалось весьма сложным из-за низкого качества кокса, получавшегося из лисичанских углей. Тем не менее даже при этих неблагоприятных условиях на Лисичанском заводе с учетом опыта Петровского завода была доказана возможность организации металлургического производства на местных углях.
В то время Джон Юз был управляющим железопрокатного завода в Милльволе (Англия), изготовлявшего броню для судов и фортов. Предоставление Юзу ряда привилегий сделало невозможным дальнейшее существование Лисичанского завода. В 1872 г. он был закрыт, выплавив за время своей работы около 60 тыс. пудов чугуна. Накопленный на Лисичанском заводе опыт использования выплавки чугуна из местных материалов был впоследствии заимствован Юзовским заводом.
Миссия Юза
Получив пост директора-распорядителя, Юз приехал в Россию и немедленно развернул подготовительные работы. Все лето 1869 г. он закреплял за собой угольные и железорудные месторождения. За невысокую плату крестьяне сел Стилы, Каракубы и других уступали свои наделы в аренду на 30 лет. Пользуясь тяжелым положением разоряющейся части крестьян, Юз получал за гроши не только недра, но и рабочую силу.
Первая доменная печь была задута в апреле 1871 г., но произошла серьезная авария. Ремонт и перестройка длилась еще 9 месяцев. В январе 1872 г. доменная печь была задута вторично и началась регулярная выплавка чугуна. Первая доменная печь работала на коксе, который производился здесь же в 12 открытых коксовых печах, построенных у самой угольной шахты, находившейся на территории завода. Железная руда доставлялась на волах в основном из окрестных месторождений, расположенных на расстоянии 30-40км от завода около сел Стилы, Ново-Троицка, Каракубы, Александринской, Благодатной и Николаевки. Для первого пуска доменной печи (случилась авария) шихта была составлена только из бедных местных железных руд. Во второй раз в шихту была введена по опыту английских заводов марганцевая руда, привезенная из Англии.
На Юзовском заводе первая мартеновская печь была построена в 1878 г., а в 1882 г. их действовало уже четыре и предприятие перешло на изготовление стальных рельсов взамен пудлинговых, которые по качеству не удовлетворяли требованиям железных дорог. Юзовский завод постепенно расширялся.
Опыт работы Юзовского завода показал, что донецкая руда, залегающая гнездовыми месторождениями в небольших количествах на обширной территории, на которую ориентировались вначале, не оправдала возлагаемых на нее надежд: она не смогла стать базой для широкого развития металлургии на Юге. Однако транспортировка криворожской руды волами сдерживала рост производства чугуна на Юзовском заводе, а также строительство новых металлургических предприятий на Юге.
Почти одновременно (1873г.) с Юзовским заводом на Юге Д.А. Пастуховым был построен Сулинский металлургический завод в восточной части Донецкого бассейна близ ст. Сулин Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги. Завод рассчитан на выплавку чугуна на антраците и производство 1 млн. пудов железа в год. Освоение выплавки чугуна на антраците в промышленных масштабах представляло особенно сложную в техническом отношении задачу, которая требовала затраты больших средств. Технология плавки на антраците была не стабильной, поэтому этот завод превратился в передельный и переплавлял главным образом старые рельсы.
В 1873 г. в Киеве образовалось товарищество на паях, которое взяло в аренду на 24 года находившийся в полуразрушенном состоянии Денишевский чугунно-литейный завод. Этот завод был в короткие сроки восстановлен, в значительно степени реконструирован и вскоре стал центром металлургии Волыни. В частности, были увеличены размеры домны, построена прокатная фабрика, снабженная паровой машиной, паровым молотом усилием 2 т, пудлинговыми и сварочными печами. Были выписаны квалифицированные рабочие с Урала, Минской и Витебской губерний. Производительность предприятия была увеличена почти в 10 раз. Появилось ряд трудов, обосновывавших перспективы развития металлургии в Полесье. Высказывались радужные перспективы о значительных залежах железной руды в Овручском, Новоград-Волынском и Житомирском уездах и указывалось, что нередко 1 га площади заключает до 7 млн. пудов железной руды.
Помимо взятых в аренду Денишевским акционерным товариществом Денишевского чугуноплавильного и железоделательного завода, а позже Ягоденского и Высокопечанского чугуноплавильных заводов в Житомирском уезде, в Волынской губернии действовали еще Турчинецкий чугуноплавильный завод в с. Рудне Боровой Житомирского уезда и два чугуноплавильных завода в Новоград-Волынском уезде – Кропивненский в с. Кропивне и Эмильченский в с. Рудне Подлубецкой. Особенностью металлургии Полесья было то, что все заводы здесь принадлежали местным помещикам и лишь Турчинецкий завод принадлежал иностранному подданному – англичанину Варду. Однако возможности развития древесноугольной металлургии Полесья были весьма ограничены.
Продолжение следует..
Начало серии публикаций см здесь