Монополизация титановой отрасли структурами Group DF привела к логичному исходу — ликвидации государственных активов.
В конце прошлого года стартовал процесс ликвидации государственных активов, игравших в недавнем прошлом ключевую роль в цепочке добычи сырья и производства титановой продукции. Как стало известно «k:», 21 декабря Хозяйственный суд Автономной Республики Крым открыл производство по делу о банкротстве ГАК «Титан» и ввел мораторий на требования кредиторов госкомпании.
Несмотря на то что процедура банкротства может занять достаточно много времени, уже сейчас можно говорить о том, что «Титан» вряд ли из нее выберется, и скорее всего дело закончится его ликвидацией. Ведь последние восемь лет государство планомерно избавляло себя от участия в бизнесе одного из крупнейших в Восточной Европе производителей двуокиси титана и комплексных удобрений. В результате таких действий активы предприятия в два захода перекочевали под крыло Group DF Дмитрия Фирташа. Начало конца госкомпании было положено в ноябре 2004 года, когда на базе ГАК было создано ЗАО «Крымский титан». Взносом государства в это предприятие стал имущественный комплекс завода, а неизвестная тогда немецкая компания RSJ Erste Beteiligungs внесла в уставный фонд 370 млн. грн. для развития ЗАО, которое к тому же получило в аренду добывающие титановую руду государственные Иршанский горно-обогатительный и Вольногорский горно-металлургический комбинаты. ГАК «Титан» при этом сохранила за собой возможность влиять на финансовую и хозяйственную деятельность нового СП как собственник 50% + 1 его акций.
Такое статус-кво сохранялось до конца прошлого года. Но уже в декабре государственные мужи решили сделать Дмитрию Васильевичу царский подарок.
Во первых, компания Tolexis Trading Ltd, входящяя в Group DF, выиграла у близкой к «ВСМПО-Ависма» люксембургской Luxembourg Company of Metals & Alloys S.A. право на создание очередного полугосударственного СП на базе Запорожского титано-магниевого комбината, заплатив за половину акций предприятия 688 миллионов гривен.
А во вторых, без пыли и шума государство продало свою долю в «Крымском титане».
В результате этих нехитрых действий ГАК «Титан» оказалась обыкновенной пустышкой без каких-либо значимых активов. И вряд ли стоит считать простым совпадением, что иск о ее банкротстве был подан аккурат после продажи государством своей доли в ее «дочке», а непосредственным истцом выступила Чаплинская межрайонная государственная налоговая инспекция Херсонской области. Такая поспешность имеет смысл. Ведь процедура банкротства может длиться не один год, а украинская практика свидетельствует о том, что каждая новая власть с завидным упорством проводит ревизию решений своих «папередников». Поэтому оперативное банкротство ГАК выглядит банальной зачисткой концов на случай возможных эксцессов в будущем.
В компании Дмитрия Фирташа на запрос «k:» сообщили, что не заинтересованы в санации должника. «ГАК «Титан» принадлежало 50% + 1 акция ЧАО «Крымский титан». Эта доля была выкуплена одной из структур Group DF. Соответственно, ГАК не владеет какими-либо титановыми активами и не представляет интереса для Group DF», — сообщили в группе.
Теоретически интерес к ГАКу могло бы проявить ООО «Крымская химическая компания». Оно аккумулировало осколки еще одного бывшего актива госпредприятия — Сивашского анилино-красочного завода: ООО «Сиваш-энерго», ООО «Сивашский химический завод» и ООО «Сивашский ремонтно-механический завод». Сейчас ГАК «Титан» принадлежит примерно по 30% долей в этих фирмах, но ценность их невысока. По данным «k:», эти компании также не ведут производственную деятельность и, по большому счету, представляют собой промплощадку в непосредственной близости от «Крымского титана».
Следуя логике развития событий, вскоре эстафету банкротств может подхватить еще один виртуальный госхолдинг — «Титан Украины», который был создан в 2009 году для аккумуляции профильных активов под одним зонтиком. Но, несмотря на наполеоновские амбиции, к настоящему моменту в его собственности остались лишь 100% акций «Сумыхимпрома», который и сам прочно увяз в процедуре банкротства, проходящей под плотным контролем структур Дмитрия Фирташа. А учитывая скорое приближение президентских выборов, процесс окончательного выхода государства из титанового сектора займет максимум два года, за которые все нужное перейдет в частные руки, а все лишнее уйдет в историю.