Китай опустит доллар

Share

Массовые закупки золота Пекином могут взвинтить цены на драгметалл до $2 тыс. за унцию и нанести удар по американской валюте


Ведущие китайские экономисты страны порекомендовали руководству КНР увеличить объем золотого запаса страны в шесть раз. «Китай должен рассматривать возможность увеличения резервов в золоте до 6 тыс. т в предстоящие годы. У него огромные валютные резервы. Сумма средств, которые могут быть мобилизованы свободно, не мала», — говорится на сайте правительственного издания «Жэньминь жибао».


На данный момент Пекин располагает весьма скромным запасом желтого металла (около 1 тыс. т). На него приходится всего около 1,6% от $3,2 трлн. валютных резервов. В то же время в других странах этот показатель составляет в среднем около 10%. В США, крупнейшем обладателе золотых запасов, — порядка 70%.


Опасения относительно возможности рецессии мировой экономики провоцируют недоверие китайских чиновников к любым валютам. Кроме того, рост резервов в драгметалле призван поддержать кампанию Поднебесной по продвижению юаня как резервной валюты. «Увеличение золотого запаса должно стать одной из ключевых стратегий Китая независимо от того, требуется это для экономической безопасности государства или для ускорения интернационализации юаня», — отметил в своей статье президент China National Gold Group Сун Жаоксу. В качестве аргумента он приводит пример США: несмотря на то что мировой финансовый кризис зародился в США, он не поколебал доминирующее положение американского доллара в мире и американские активы не сокращаются из-за снижения его курса. Золотые запасы Америки размером 8133 т играют в этом важную роль.


Намерение Поднебесной скупить практически 5 т золота вызвало панику среди инвесторов. Особенно впечатляет тот факт, что на рынок может быть выброшена значительная часть резервов КНР, которые сегодня превышают $3 трлн. Эксперты уже пророчат новый взлет цен на желтый металл, которые в последнее время стабильно снижались. «В случае реализации Китаем озвученной программы цена на золото будет расти. Вопрос лишь в темпах роста. Если объем золота в резервах будет увеличиваться постепенно, цена на металл может вырасти до $1750–1800 за тройскую унцию уже осенью следующего года (в последние месяцы цена на золото держится около отметки $1600 за тройскую унцию. — Ред.). Более агрессивные действия КНР могут привести к росту стоимости золота до $1900 за унцию и даже $2000 за унцию», — полагает Елена Дудник, главный трейдер Первого международного финансового агентства. Разогреву цен на драгметалл будет способствовать и всплеск интереса к нему со стороны других мировых центробанков. В апреле–июне они закупали золото рекордными темпами. За этот период они увеличили свои резервы на 157,5 т, что вдвое выше показателя за аналогичный период прошлого года.


Рост золотых аппетитов Поднебесной окажет негативное влияние на американские деньги. Массовый обмен валюты янки на драгметалл будет определенно выглядеть со стороны как разочарование Пекина в долларе. Это может вызвать панику на рынке и спровоцировать очередные поиски альтернативы доллару как резервной валюты. Особенно если КНР планомерно, год за годом, станет пополнять золотые запасы. «Осознание того, что Китай становится вторым в мире держателем золота, и расширение перечня государств, проведших обмен свопами с Китаем, будут снижать интерес к доллару как резервной валюте в долгосрочной перспективе. Это окажет поддержку всем валютам, которые котируются против американского доллара. Можно ожидать постепенного изменения корзины резервов государств. Акценты будут смещены в сторону диверсификации, особенно в пользу активов стран БРИК — Бразилии, России, Индии и Китая», — прогнозирует эксперт аналитического отдела компании Weltrade Сергей Борийчук.


Впрочем, резкого обесценивания доллара не допустят сами китайцы, являющиеся вторыми (после казначейства США) по величине держателями госдолга Соединенных Штатов на сумму $1,132 трлн. «Выброс в мировую финансовую систему суммы, эквивалентной стоимости 5 тыс. т золота, обесценит доллар, а значит стоимость долга. Также нельзя забывать, что Китай и США — противники в борьбе за геополитическое влияние в мире. И поскольку американская экономика заинтересована в девальвации доллара, так как долг легче отдавать дешевой валютой, Китай будет препятствовать таким устремлениям», — отмечает Сергей Борийчук.


Преградой на пути реализации амбициозных золотых планов Поднебесной могут стать столь тривиальные причины, как ограниченность объемов добычи золота. Ежегодно она составляет порядка 2,350 тыс. т в год. Тогда как спрос превышает 4 тыс. т. Поэтому резко нарастить приобретение драгметалла Пекин сможет лишь в случае частичного или полного отказа от его покупок регулярными покупателями. А это маловероятно. Новых источников добычи, а значит и объемов физического золота, пока не предвидится. Это означает, что даже в течение пяти лет Китай не сможет реализовать свой план по шестикратному увеличению золотых запасов. Выходом из ситуации может стать активная скупка золота КНР на международных рынках и наращивание доли собственности в зарубежных золотодобывающих компаниях. Это позволит Пекину дешево закупать желтый металл для своих целей. Уже сегодня Китай является частичным собственником основных международных золотодобывающих компаний, таких как Norton Gold Fields, A1 Minerals, Gold One International, Zara, YTC Resources, Sovereign Gold.


Discovery: Мир на пороге войны


Финансисты предрекают начало нового раунда валютных войн. Остывание экономик и снижение динамики роста мировой торговли заставляет страны-экспортеры принимать экстренные меры. Самая очевидная из них — плановая девальвация валют с помощью интервенций на валютных рынках. Таким образом они смогут поддержать свои компании и увеличить объемы экспорта. «Развивающимся странам не нужна сильная валюта, которая собьет темпы роста экспорта и экономики в целом. Они хотят увеличить ВВП любыми средствами, и слабая валюта — один из способов», — утверждает управляющий партнер EM Quest Capital LLP Филипп Блеквуд.


Манипулирование властей курсами национальных валют вошло в обиход еще во время первой волны кризиса. Чтобы спасти экономику страны, швейцарский центробанк решился остановить взлет национальной денежной единицы, привязав франк к курсу евро. Борьбу за «слабую» иену развернуло и правительство Японии, резко увеличив предложение своей валюты на рынке.


Ослабление потребительского спроса в Европе повышает конкуренцию среди стран, для которых Старый Свет является традиционным рынком сбыта. При этом давление на курсы валют остается значительным. Разуверившись в стабильности американского доллара, инвесторы ищут новые «тихие гавани». Они наращивают объемы инвестиций в облигации развивающихся стран. На фоне бумаг Германии, Дании или Швейцарии, доходность которых уже ушла в отрицательную плоскость, и высокорисковых облигаций европейской периферии те выглядят очень привлекательно. Не исключено, что уже в ближайшее время развивающиеся рынки развернут оборону, препятствуя притоку «горячего» капитала. В том числе — вводя налоги на доход от инвестиций в госбумаги и ограничения на торговлю валютными деривативами. «Комментарии»