Все знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, однако желание сэкономить неистребимо ни у мелкого «частного» заказчика, который строит дачу, ни у крупного девелопера, управляющего строительством гигантского торгового центра. Попробуем разобраться, откуда берутся «очень привлекательные ценовые предложения» на рынке БМЗ и чем они грозят инвестору и заказчику строительства.
Дьявол кроется в мелочах
Попробуем проанализировать, за счет чего некоторые производители умудряются работать по демпинговой цене. Себестоимость металлоконструкций, которая и является базой для формирования цены, формируется следующим образом:
– материалы (металл, ЛКМ) – 55-65% себестоимости
– производственные, технологические и накладные расходы – 25-30%, в зависимости от сложности конструкций;
– оплата труда и отчисления в социальные фонды, которые напрямую связаны с размером официальной оплаты труда и количеством официально трудоустроенного персонала – 10-15%
На материалах сэкономить сложно – качественные комплектующие будут иметь примерно одинаковую закупочную стоимость. Разница может быть обусловлена либо размером закупок (тогда более крупные предприятия имеют преимущество) либо (и здесь основная угроза для заказчика) – качеством материала. Более дешевым может быть только материал, имеющий какой-либо брак или не соответствующий действующим нормам и стандартам и проектной документации (например, рядовая сталь вместо низколегированной).
Еще одним источником низкой цены могут быть компромиссы в технологическом процессе изготовления, которые преподносятся заказчику как допустимые. Например, замена стандартных процедур по антикоррозионной обработке поверхности (дробеструйная обработка и нанесение ЛКМ) на обработку преобразователем ржавчины, который не препятствует развитию ржавчины внутри металла.
Кроме того, поддержание качества на высоком уровне требует затрат на содержание специализированных заводских лабораторий, которые осуществляют как входной контроль металлопроката так и операционный контроль и испытание продукции в процессе производства, приемочный контроль и сертификационные испытания продукции. Соответственно – дешевые металлоконструкции зачастую означают элементарное отсутствие контроля и гарантий качества продукции для заказчика.
Время – деньги
Очень часто заказчики ставят достаточно сжатые сроки выполнения заказа. При этом подрядчик должен нести дополнительные затраты (например, на этапе строительства привлекать больше механизмов, работать сверхурочно и т.д.). То есть более высокая цена при сжатых сроках абсолютно оправдана. Не очень чистоплотный подрядчик может выставить низкую цену на бумаге обещая выполнить работы в срок, однако, по факту, если штрафные санкции таковы, что выигрыш от затягивания сроков их покрывает, выполняет работы с опозданием. Учитывая, что возведение каркаса здания – это один из начальных этапов строительства, который всегда находится на критическом пути ввода здания в эксплуатацию, поскольку к нему привязаны почти все последующие этапы, задержки с каркасом почти всегда приводят к срыву сроков строительства в целом.
А срыв сроков ввода в эксплуатацию, например, торгового объекта может быть связан с достаточно ощутимыми потерями инвестора. Предположим, что ТЦ, площадью 25 000 кв.м. со стоимостью аренды в $20/кв.м. будет сдан на месяц позже. Соответственно, инвестор не получит стоимость месячной аренды ($500 000). Достаточно простые расчеты показывают, что выгоднее заплатить за конструкции больше на 20%, однако получить готовое здание раньше на месяц, чем заплатить дешевле, но задержать ввод в эксплуатацию, рассказывает Иван Тимошик. Если стоит задача построить объект в сжатые сроки, то при выборе подрядчика, обязательно следует ознакомиться с наличием в его портфолио подобных работ. Например «УКРСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» располагает достаточно большим перечнем объектов, строительство или поставка металлоконструкций для которых были выполнены за считанные месяцы: от гипермаркета «Ашан» на Берковецкой и ТРЦ «DreamTown» в г. Киев до международного аэропорта «Львов» имени Даниила Галицкого, завода детского питания в Згуровском районе Киевской обл. и транспортной развязки Днепровского спуска в г. Киев.
Конвертированная зарплата
Чаще всего дешевизна конструкций обуславливается «серыми» отношениями между работодателем и наемным работником. Если предприятие официально оформляет всех рабочих, и осуществляет все положенные платежи в социальные фонды, то на каждую гривну начисленной заработной платы завод по изготовлению металлоконструкций дополнительно платит от 42 до 50 копеек. Если же предприятие умышленно занижает официальные данные, то в результате нагрузка на заработную плату снижается до 20 коп на 1 грн, а для части персонала без официального оформления до 10 коп на 1 грн. В результате таких манипуляций можно обеспечить снижение себестоимости на 10-15% – объясняет директор по экономике и финансам Днепропетровского завода металлоконструкций им. И.В. Бабушкина Елена Тарасенко.
Вдобавок подрядчики, желая сэкономить, обычно нанимают работников по гражданско-правовому договору подряда, а не по трудовому. Законом это не запрещается, но прямых взаимоотношений заказчика и работников нет. В итоге компания-исполнитель работ не несет никакой ответственности ни перед своими наемными работниками, ни перед заказчиком.
Такая, не очень честная игра, к сожалению, негативно сказывается и на «белых» игроках рынка, которые вынуждены минимизировать свою прибыль, отказываться от развития производственных мощностей и содержания социальной сферы из-за необходимости предлагать продукцию по невысокой цене, а порой просто не могут участвовать в тендерах наравне с дешевыми полулегалами. Для местных бюджетов выполнение заказов «серыми» подрядчиками оборачивается недополучением налоговых платежей и невозможностью финансировать в полном объеме бюджетную сферу.