Ликвидация СЭЗ: холод свободы (Часть 2)

Share

Безальтернативное устранение СЭЗ и ТПР может поставить под удар большое количество предприятий, балансировавших до сих пор на минимальных процентах рентабельности, а также снизить заинтересованность иностранных инвесторов к инвестициям в Украину. По мнению экспертов, на данном этапе правительству необходимо как можно скорее представить программу действий по устранению негативных последствий, а также от простых обещаний в установлении привлекательного инвестиционного климата перейти к координированным действиям.


 


Часть 2. Стоп машина!…


 


Ликвидировав льготы для всех СЭЗ и ТПР, Кабмин надеется, с одной стороны, сократить расходы в тех регионах, где сальдо от торговой деятельности даже в «оранжерейных» условиях является отрицательным, с другой – увеличить бюджетные поступления на 307,5 млн. грн. Поскольку уверенность в позитивном результате этой кампании разделяют далеко не все участники событий, правительству приходится доказывать, пока только громкими лозунгами, отсутствие каких-либо рисков. «Остановки заводов не будет, – говорит премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. – Я гарантирую». Ю.Тимошенко также отметила, что она как премьер-министр «ощущает» баланс предприятий и никогда бы не пошла на создание условий, ухудшающих работу хотя бы одного предприятия или предпринимателя. В дополнение к сказанному для усиления эффекта, очевидно, доверия премьер-министр пыталась заверить, что «количество возбужденных уголовных дел будет равно количеству СЭЗ и ТПР».


 


Однако специалисты и участники нового процесса, еще до принятия бюджета, нивелирующего все льготы СЭЗ и ТПР, стали говорить о возможных рисках. Среди наиболее реальных последствий эксперты называют:


·                     снижение активности присутствующих инвесторов и недоверие потенциальных;


·                     серийные судебные процессы тех инвесторов, которые вложили средства исключительно под программу существования СЭЗ и ЗТР;


·                     снижение экономического потенциала предприятий (вплоть до остановки производства), из чего сразу же возникает опасность социальных проблем среди рабочих.


 


По мнению первого вице-премьер-министра Анатолия Кинаха, ликвидация СЭЗ и ТПР вызовет недовольство инвесторов. А.Кинах прогнозирует, что у правительства будут возникать серьезные проблемы с инвесторами, особенно теми, которые начали инвестиционные программы в технопарках, СЭЗ и ТПР в связи с отмененными льготами. В данном случае вице-премьер-министр остался верен своей позиции, которую он отстаивал еще в 2002 г., будучи на посту премьер-министра Украины. (Напомним, что  три года назад, отбиваясь от нападок оппонентов слишком либеральной политики относительно СЭЗ, А.Кинах говорил следующее: «правительство никогда не пойдет на “волюнтаристские шаги” для отмены свободных экономических зон и территорий приоритетного развития (…) в донецких СЭЗ и ТРП “идет неплохая динамика привлечения инвестиций»). Однако если низкая эффективность органов контроля за соблюдением законности в многочисленных СЭЗ и ТПР на то время вызывала недоумение, то сейчас это является основанием для ликвидации льготных режимом налогообложения.


 


Первая реакция зарубежных партнеров не заставила себя долго ждать. Так, руководитель экономического отдела посольства Польши в Украине Анна Скворонская-Лучинская сообщила о том, что «нас беспокоит решение украинской стороны об отмене льгот для этих зон». По ее словам, отмена налоговых льгот должна быть постепенной, сразу следует отменить льготы лишь тем предприятиям, которые не выполняют инвестиционные договоренности. Она отметила, что сейчас в Польше действует около 11 подобных зон, на которых инвесторы работают уже более десяти лет, и налоговые льготы были сняты с компаний, не выполняющих обязательства. Скворонская-Лучинская также сказала, что только на территории Львовской области работает более 42 польских компаний» (podrobnosti.com.ua).


 


В этом контексте также уместно вспомнить негативный опыт Грузии, в которой отказ от СЭЗ и ТПР спровоцировал моментальную потерю 40% инвестиций. В ближайшие месяцы может повториться ситуация, которая возникла в середине 90-х при премьерстве П.Лазаренко. Рассказывает председатель Донецкого областного совета Борис Колесников: «В то время была организована кампания против совместных предприятий, когда поспешили “запретить” льготы СП за полтора года до конца срока их действия. И инвесторы, и государство (в результате судебных исков от СП) потеряли тогда миллиарды долларов».


 


Необходимо особо подчеркнуть, что «обиженные» зарубежные инвесторы не оставят дела на самотек. Если не будут разработаны компенсационные механизмы возможны целые серии резонансных судебных тяжб. По мнению представителя финансового комитета, нардепа Виталия Хомутынника, “будет судебная тяжба, потому как многие предприятия и иностранные инвесторы под принятые в Украине законы сделали большие инвестиции. Теперь им говорят, что все пересматривается и фактически или принимайте наши условия или уходите. Если судебное правосудие будет адекватно, то, безусловно, государство будет проигрывать».


 


Кроме перечисленных последствий отмена налоговых льгот, ранее предоставленных базовым отраслям, приведет к снижению конкурентоспособности предприятий. По словам А.Кинаха, на данный момент «в Украине неблагоприятные условия для кредитования отраслей. В частности, в Европе в среднем ставки банковских кредитов составляют 4% годовых, а в Украине – более 20%». Б.Колесников предсказывает более суровый финал для компании по ликвидации СЭЗ и ТПР: «Чем это чревато для Украины? Еще большей тенизацией экономики. Потерей экономической самостоятельности и собственной экономической безопасности регионов и кризисом в регионах и субрегионах с моноотраслевой структурой экономики. Многомиллионными потерями для бюджета, ростом безработицы и, наконец, уничтожением некоторых отраслей промышленности вследствие потери ими конкурентоспособности».


 


Если попытаться оценить реальность наиболее пессимистичных прогнозов, необходимо отметить, что слишком радикальные высказывания, безусловно, используются в качестве инструмента лоббирования интересов вполне определенных бизнес-структур. В то же время, нельзя не признать, что наиболее правдоподобным прогнозом являются риски, связанные с охлаждением инвестиционного интереса к стране, угрозой ответной судебной кампании со стороны присутствующих инвесторов, а также потери конкурентоспособности предприятиями, работавшими в условиях льготного налогообложения. Для предотвращения указанных факторов правительство должно в кратчайшие сроки презентовать альтернативную программу, учитывающую специфику каждого субрегиона. Наиболее оперативным и безболезненным, пожалуй, является вариант переконвертации бывших криминализованных СЭЗ и ТПР в более прозрачные модели, которые широко представлены во многих развивающихся странах.