Славянский базар

Share

Европа вводит новые санкции против Беларуси. Украина делает все, чтобы оказаться следующей


На заседании Совета глав МИД стран Евросоюза в Брюсселе 26 марта будут введены дополнительные санкции в отношении Беларуси. Существенно пополнится черный список белорусских чиновников, причастных к преследованию оппозиции, которым запретят въезд в Евросоюз. Украина может стать следующим государством, против которого будут применены аналогичные меры. Скандал вокруг деятельности посла ЕС в нашей стране Жозе Мануэля Пинту Тейшейры может окончательно вывести из себя еврочиновников


Изгнание послов


В конце февраля, узнав о предстоящем расширении черных списков, МИД Беларуси отозвал послов из Польши и ЕС. А послам ЕС и Польши белорусы предложили «выехать в свои столицы для консультаций». Минск покинули послы ЕС, Польши и Германии. Глава МИД ФРГ предположил, что этому примеру последуют и другие страны Евросоюза. Любопытно, что как раз накануне дипломатической войны посольство Польши в Беларуси собиралось устроить прием по случаю 20-й годовщины установления дипломатических отношений между Варшавой и Минском.


Дипломатические скандалы в Минске в последние годы стали обыденностью. В 1998-м из столицы Беларуси уже уезжали послы стран ЕС, правда, через полгода вернулись. В 2008 году руководство Беларуси объявило дипломатическую войну США, и страну покинул американский посол. (Кстати, посла США в Беларуси нет до сих пор.) Следующий дипломатический скандал произошел в январе 2011-го, когда Европарламент принял резолюцию о запрете на въезд в Европу белорусских чиновников (включая и президента Лукашенко), судей и руководителей силовых структур, причастных к разгону демонстрации после выборов президента Беларуси 19 декабря 2011 года. В течение года санкции неоднократно пересматривались, и список постоянно увеличивался. К настоящему времени невъездных в Европу насчитывается 210 человек.


Теперь же черный список увеличится еще на 21 человека. В перечень войдут служащие судов и правоохранительных органов, которые имеют отношение к арестам и судам над оппозиционными активистами.


Александр Лукашенко заявил, что реакция Евросоюза на действия белорусской стороны в ответ на расширение санкций — «абсолютная истерика», и руководство страны будет жестко реагировать на любые выпады Запада. «Мы будем, я их предупреждал заранее, очень жестко реагировать на их так называемые санкционные меры. Что мы и делаем. Так бы поступило любое государство. Мы никому жить не мешаем и мешать не будем. Но заставим себя уважать», — сказал президент Беларуси.


Немецкий политолог Александр Рар, руководитель центра имени Бертольда Бейте при Немецком совете внешней политики, считает, что ужесточением санкций ЕС хочет заставить Беларусь пойти на переговоры. «Полагаю, ЕС хорошо понимает, что он все больше теряет влияние на Беларусь, Минск все больше уходит в Евразийский союз, в сторону России. Если этот процесс будет углубляться, Брюссель и другие европейские страны потеряют возможность хоть как-то влиять на политику Минска. Поэтому сейчас наблюдается именно такая реакция: заставить Минск задуматься и пойти на уступки», — заявил Рар белорусскому изданию «Хартыя-97».


Белорусский журналист Андрей Сантарович в комментарии Weekly.ua отметил, что дипломатический скандал не должен отразиться на выдаче виз обычным гражданам. «Скандалы с дипломатами в Белоруссии происходят не впервые, черные списки белорусских чиновников существовали и раньше, но это не касалось рядовых граждан. Более того, запрет на въезд в страны ЕС для президента Александра Лукашенко не распространялся на Александра Лукашенко как главу Олимпийского комитета Беларуси, и он ездил на отдых в Швейцарию», — заметил Сантарович.


Эксперты объясняют вызывающее поведение белорусского руководства тем, что Александр Лукашенко связывает будущее своей страны только с Россией, то есть на изоляцию от Европы руководство страны согласно по умолчанию. Тем более что основные «пряники» Белоруссия уже получила — с 1 января 2012 года Россия снизила цену на газ для нее с $280 за кубометр до $165, реструктуризировала белорусский «газовый» долг за предыдущие годы. Естественно, все это сделано не просто из братских чувств. Ведь после подписания в ноябре прошлого года договора о покупке российским «Газпромом» 50% «Белтрансгаза» россияне стали 100%-ными владельцами белорусской трубы.


Собака на сене


По стечению обстоятельств в это же время в Украине назревал свой дипломатический скандал. Министерство иностранных дел выступило с заявлением, что критические высказывания посла ЕС в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейры непозволительны. «В МИД Украины с растущим удивлением наблюдают за публичными высказываниями посла ЕС в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейры, которые от месяца к месяцу все меньше соответствуют тому, что по принятым в международном общении традициям могут себе позволить дипломаты. От ситуации вокруг предстоящих выборов мэра города Киева до состояния инвестиционного климата в Украине — все то, что обычно является предметом обсуждения украинских граждан, политиков и экспертов, регулярно становится поводом для комментариев и оценок человека, в чьи официальные функции входит представлять дипломатические интересы интеграционного объединения иностранных государств», — отметили в украинском МИД. Официальной реакции со стороны ЕС по этому поводу не последовало. Однако спустя несколько дней в газете The New York Times была опубликована статья министров иностранных дел Швеции, Великобритании, Чехии, Польши и Германии. В статье под названием «Сползание Украины» сказано, что соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС «фактически заблокировано в результате действий Украины». Авторы статьи отмечают, что в Украине идет давление на независимые СМИ и общественные организации, а судебные процессы над оппозиционными политиками, в том числе Юлией Тимошенко и Юрием Луценко, «имеют признаки политически мотивированного и избирательного правосудия».


Политолог Виктор Небоженко убежден, что реакция украинского МИД на эту публикацию должна была последовать незамедлительно, но в Украине на нее вообще никто не отреагировал — ни президент и его Администрация, ни правительство. «Украинское руководство сейчас использует стратегию осажденной крепости — мы отбились от Кремля, отобьемся и от Европы. Заявление МИД Украины по поводу высказываний Пинту Тейшейры — это не просто критика посла ЕС в Украине, но и его демонстративное унижение со стороны МИД Украины. То есть Украина продолжает конфликтовать как с Таможенным союзом (с проектом Путина), так и с Европой», — считает Небоженко.


При этом политолог подчеркнул: «Если белорусы, в конечном счете, выбрали политику присоединения к России, то Украина сейчас ведет себя как собака на сене. И в Украине так и не поняли, что международная реакция по делу Тимошенко — это не реакция в отношении заключения Тимошенко, а повод заставить Украину считаться с международными требованиями».


Что касается санкций относительно украинских чиновников, Небоженко говорит, что на деле они уже действуют с начала нынешнего года. «Раньше депутаты от Партии регионов регулярно ездили в Европу на учебу, по обмену опытом… Запад это все щедро финансировал. Любой мог попроситься в Брюссель, и его всегда на два-три дня принимали. С нового года Евросоюз резко сократил парламентский туризм», — отметил политолог.


Станислав Шушкевич, председатель Верховного совета Республики Беларусь в 1991–1994 годы


Европа и раньше оказывала моральную поддержку белорусским демократическим силам, но на нашего малообразованного президента такие методы не действуют, поэтому к Белоруссии решили применять санкции. Но проблема состоит в том, что эти санкции не имеют большого значения и не сказываются на реальном положении дел, если за границу не выпускают папу, чьи дети учатся в Сорбонне или Оксфорде за счет разграбленной белорусской казны. Мне кажется, что в Европе не очень хорошо понимают, что у нас происходит. Есть люди, которые заявили, что они представляют интересы белорусской оппозиции, но они не являются авторитетными людьми. Это оппозиционеры со стажем, от которых очень мало проку. А лучшие представители оппозиции находятся в тюрьме. Так что я пока не вижу того подхода в санкциях, который мне казался бы разумным.


Weekly.ua