Введение новых международных санкций против Ирана уже привело к параличу импорта полуфабрикатов в страну, от чего в наибольшей степени пострадали российские экспортеры. Косвенной жертвой иранских проблем станут и украинские металлурги – из-за падения цен на стальную заготовку, а также вследствие обострения конкуренции за соседние рынки.
28 февраля иранский центральный банк сообщил, что для решения проблемы международных расчетов Иран готов принимать как валюты своих торговых партнеров (юани, йены, рупии, рубли), так и золото. После введенных США и ЕС финансовых санкций с целью заставить Тегеран остановить его ядерную программу значительная часть торговых сделок была заморожена, поскольку, помимо запрета на импорт нефти, также были введены ограничения на расчеты в долларах, евро и в целом банковские операции с Ираном. Компании из ЕС, НАФТА, и многих других стран отказались использовать иранские аккредитивы, которые являются распространенным способом оплаты стальных контрактов. Среди немногих стран, которые не прекратили торговлю с Ираном – Китай и Индия, два крупнейших потребителя иранской нефти, а заодно его партнеры по продажам металла (КНР также импортирует ЖРС в Иране).
Ударив по нефтяным доходам Ирана, Запад надеется вынудить Тегеран прекратить обогащение урана для его ядерной программы. На долю добычи полезных ископаемых, сырой нефти и природного газа приходится 17% в ВВП Ирана (на долю промышленности – 13%). По данным агентство ИРНА, за минувший год рост ВВП в Иране с учетом нефтяной промышленности составил 6,5%, а без учета последней – 7,3%. В 1389 году по иранскому летоисчислению (21.03.10-20.03.11) объем ВВП, рассчитанный в текущих ценах, составил $478,5 млрд. При этом ВВП на душу населения составил $6 тыс.
Помимо нефтянки, одним из основных секторов экономики, пострадавшим от санкций Запада, стала металлургия Ирана. В последние годы страна является крупнейшим после Турции импортером сталепродукции в регионе MENA и крупнейшим покупателем заготовки. Потребление стали в Иране устойчиво растет, а местные прокатные заводы в значительной степени ориентированы на импортную заготовку.
После введения новых санкций большинство международных трейдеров приостановили поставки в Иран. Вести расчеты альтернативными валютами они не хотят, опасаясь высоких валютных рисков.
Одним из основных экспортеров полуфабрикатов в эту страну является Россия, у которой на иранское направление приходится от 15 до 20% экспорта. Другие крупные поставщики – Казахстан, Китай, Турция.
В первые месяцы 2012 г. Иран сократил закупки российских и казахских полуфабрикатов и проката до 40 тыс. т в месяц, т.е. на 90%, по сравнению с предыдущим уровнем в 500 тыс. т. В наибольшей степени от потери иранского рынка пострадают Магнитогорский МК, для которого иранское направление экспорта составляет 40% от общих поставок, «Евраз» и «Мечел». При открытии рублевого счета для покупки российской стали придется платить 20% НДС, что также отпугивает трейдеров. К бартерным же сделкам как покупатели в Иране, так и продавцы металла из РФ пока не готовы.
Безусловно, у российских компаний есть возможность проявить гибкость и перебросить необходимые объемы на другие рынки. Однако если проблемы с иранским импортом не разрешатся в ближайшие месяцы (а шансов этого малы), потери экспортеров будут исчисляться сотнями тысяч тонн и миллионов долларов.
В результате коллапса иранских закупок экспортные цены на заготовки упали примерно на $50 за тонну в месяц до $560/т ФОБ России и Украины. Невостребованная продукция пошла на сопредельные рынки, создавая избыток в регионе и сбывая цены.
Отметим, что в последние годы Украина после длительного отсутствия вернулась на иранский рынок стали с поставками полуфабрикатов и длинномеров. В 2010 г. поставки украинской металлопродукции в Иран увеличились на 80% до 850 тыс. т. Экспорт заготовки вырос в 4 раза, до 358 тыс. т, катанки – до 150 тыс. т. В то же время, поставки арматуры снизились на 36%, горячекатаного проката – на 46%.
Иранский стальной импорт, млн. т:
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 (оценка) |
12,1 | 7,8 | 8,6 | 9,1 | 8,5 |
Источник: данные ISSB, оценка uaprom.info |
В самом же Иране сложившийся дефицит привел к удорожанию заготовки размером 150 мм до $966/т в Энзели, включая 4% НДС. Прогноз на конец текущей недели – до более чем $1000/т. От полного краха рынок спасает только ослабление спроса в преддверии новогодних праздников в стране.
Что касается длинномерного проката, то цены на большинство видов продукции превысили отметку $1000/т еще в середине февраля.
Если каналы импорта заготовки по адекватным ценам не будут налажены в ближайшее время, многим небольшим прокатным заводам, полностью работающим на привозном полуфабрикате, придется остановиться. Проблемы могут возникнуть и у более крупных участников рынка, в особенности, учитывая слухи о реализации второго этапа отмены госсубсидий, что означает 30% повышение издержек для производителей стали.
Еще одним следствием санкций стало падение иранского экспорта руды. Иран является 6-м в мире экспортером ЖРС и 5-м по величине поставщиков сырья в Китай после Австралии, Бразилии, Южной Африке и Индии. В 2011 г. Иран поставил в КНР 17 млн. т руды.
Формального запрета на импорт иранской руды никто не вводил, но из-за политических рисков и проблем с расчетами большинство прежних торговых партнеров отказываются от новых сделок.
Вслед за снижением индийского экспорта в КНР, сокращение иранских поставок провоцирует рост стоимости руды в Азии и на международных рынках в целом. Это, конечно, на руку, украинским рудокопам – а именно, «Метинвесту», который с удовольствием заместит иранские поставки в КНР, особенно при росте цен.