Украинскими коллекторами недоволен даже Евросоюз

Share

Сейчас в парламенте находится законопроект, который запретит коллекторам заниматься долгами физлиц. Документ поддержали даже чиновники Евросоюза, поскольку считают, что сегодня в Украине некому вступиться за рядовых потребителей финансовых услуг. Естественно, коллекторы и некоторые банкиры уверяют, что документ принесет лишь проблемы.


Кредит – не одежда


Законопроект №9379, запрещающий коллекторам выбивать долги из физлиц, был зарегистрирован в Верховной Раде нардепом Юрием Полунеевым в ноябре 2011 г. Накануне очередной парламентской сессии и на фоне растущего внимания коллекторов к мелким долгам украинцев документ приобрел новую актуальность. Как объясняет депутат, указанный законопроект разработан в рамках пакета нормативных актов по защите прав потребителей финансовых услуг. Дело в том, что в Украине пока попросту нет никаких норм, которые регулировали бы этот вопрос. Т.е., к примеру, неудачно сидящие брюки можно вернуть в магазин в течение 14 дней, а отказаться от кредита с невыгодными условиями – нельзя.


Зато в таком случае несложно стать объектом повышенного внимания со стороны коллекторов, которые засыпают должников телефонными звонками, SMS-сообщениями и письмами. Оказаться в такой ситуации несложно – нужно лишь хотя бы номинально задолжать кредитору пару десятков гривень. Особое усердие коллекторы проявляют именно в отношении мелких должников. Причем среди таковых могут оказаться вполне успешные люди, такие как топ-менеджеры крупнейших компаний. Так, со слов предправления одного из крупнейших банков страны, коллекторы звонили ему даже среди ночи, требуя расплатиться по долгам крупнейшего интернет-провайдера Киева.


С целью пресечь подобные ситуации, как рассказывает Ю.Полунеев, и был разработан указанный законопроект. «На сегодня деятельность коллекторов законом не регламентирована, а некоторые моменты прямо запрещены. Следовательно, до принятия закона о коллекторской деятельности для защиты населения мы и предлагаем ввести временный мораторий на предоставление коллекторских услуг», – объясняет он. Проще говоря, если закон примут, коллекторы не будут иметь никаких законных оснований для общения с физлицами-должниками.


Назвать и отменить


Действительно, текущая версия законопроекта впервые вводит в правовое поле Украины определение коллекторской услуги, и тут же запрещает эту деятельность в отношении физлиц. Естественно, сами коллекторы такой законодательной инициативе не обрадовались. «Крайне неудачно выбрана формулировка коллекторских услуг. Под нее попадут не только коллекторы, но и ряд юридических компаний. Мы давно изучаем международный опыт, и такая формулировка не встречается в законодательстве развитых стран. К тому же аргументация к законопроекту и выводы не связаны между собой. Так, например, авторы подчеркивают необходимость существования профессионального коллекторского рынка, с чем мы абсолютно согласны, но предлагается самый неэффективный способ решения проблемы – запрет», – возмущается президент Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины (АКБУ) Александр Ильчук.


«Банкам вместо того, чтобы заниматься их профильным бизнесом, придется организовывать свои внутренние службы для взыскания просроченной задолженности. Это требует больших финансовых вложений и грамотной организации процесса», – пугает исполнительный директор «Универсальной коллекторской группы» Роман Донник. По его словам, сегодня подобная компания состоит из 200–300 операторов колл-центра, 200–400 сотрудников выездных групп в регионах, штата юристов и 100–200 сотрудников по работе с государственной исполнительной службой, а также дорогостоящего программного оборудования.


Поэтому, как объясняет коллектор, если им запретят работать с физлицами, банкам придется самостоятельно заниматься этой работой, т.е. нанимать больше сотрудников и платить им дополнительную зарплату. Впрочем, нужно отметить, что свои долги банки продают с существенным (иногда до 90-95%) дисконтом, поэтому их финансовая выгода от работы с коллекторами далеко не так очевидна.


За Европой!


Существуют и альтернативные мнения. Например, юрист МЮГ AstapovLawyers Богдан Дмуховский считает, что было бы проще и логичней просто внести соответствующие изменения в закон «О защите прав потребителей» без принятия законопроекта как промежуточного этапа. В свою очередь, А.Ильчук добавляет, что за то время, пока законопроект №9379 находится в стенах парламента, уже можно было «создать прекрасный, комплексный закон, регулирующий рынок». Впрочем, нужно отметить, что коллекторы уже разрабатывали проекты нормативной базы для регуляции своей деятельности, но дальше общественных обсуждений дело не продвинулось. Вдобавок, как добавляет Ю.Полунеев, проблема состоит и в пассивности – по его словам, коллекторы за два года, в течение которого разрабатывают законопроект «под себя», так и не смогли определиться, кто же будет их контролирующим органом – Нацкомиссия по финуслугам, Нацбанк или Минфин.


Зато, как рассказал Ю.Полунеев, над текущим законопроектом работа ведется активная – сейчас он находится в парламентском комитете по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, а его разработчики собирают информацию и выводы ото всех заинтересованных сторон – общественности, департаментов ВРУ, второстепенных комитетов, Нацбанка, Нацкомиссии по фондовым рынкам. Пока выводов нет, но стандартный срок прохождения этих процедур любым законопроектом составляет около 3 месяцев. Так что не исключено, что уже весной парламент примет пакет документов о защите прав потребителей финансовых услуг, и общение коллекторов с физлицами станет незаконным.


Более того, в середине марта в Украину приедет миссия Мирового банка с целью убедить общественность в важности защиты прав потребителей финуслуг. Несмотря на недовольство банкиров и коллекторов (АКБУ совместно с Ассоциацией украинских банков еще в декабре 2011 г. подписали совместное обращение с требованием отклонить законопроект), Ю.Полунеев уверяет, что в Украине и за ее пределами нашлось немало тех, кто поддерживает инициативу. По его словам, это и общественные организации, и чиновники из международных институций, таких как USAID, МВФ и Мировой банк. Как объясняет нардеп, пакет законопроектов разработан на основе и в соответствии с международными нормативами, в частности, Директивой ЕС о кредитных договорах для потребителей. Впрочем основная идея законопроекта – снять напряженность, которая сегодня существует между банками (и другими компаниями) и заемщиками из-за участия в финансовых вопросах третьей стороны. Можно не сомневаться, что без надоедливых и часто непрофессиональных звонков должники с большей охотой пошли бы на переговоры непосредственно с кредитором, нежели выясняли отношения с компанией, которой они по закону ничем не обязаны и ничего не должны. И которая, кстати, прямо заинтересована в наличии у банков и телекоммуникационных компаний проблемных кредиторов.