Президент закопал оружие раздора

Share

На втором году пребывания у власти ведущие кланы Партии регионов – умеренный промосковский и радикально промосковский – успели перессориться между собой за контроль над экспортом оружия из Украины.


К началу декабря украинские власти решили окончательно отказаться от попытки реформировать экспорт оружия, предпринятой год назад. Как указывал в те времена своим порученцам Президент Виктор Янукович, в ходе реформы предполагалось сконцентрировать в одних руках все сегменты этой отрасли – экспорт оружия и военной специальной техники, экспорт ракетно-космической техники и продукции двойного назначения, а также экспорт услуг по ремонту и обучению персонала.


Но реформа сразу же стала пробуксовывать. Началось все с увольнения с должности главы «Укрспецэкспорта» Дмитрия Саламатина. Он возглавил концерн «Укроборонпром» (УОП), который частично справился с главной тогдашней задачей власти, заключавшейся в попытке отобрать заводы-производители специальной техники и услуг у Минобороны, НКАУ, СБУ и МВД. Первыми от реформы отмежевались курируемые техническими службами СБУ бюро-разработчики и заводы-производители средств кодировки цивильной информации вроде киевского холдинга «Каскад». Затем с крутым непониманием МВД отнеслось к предложению отдать «Укроборонпрому» знаменитый винницкий завод «Форт». Точку в ведомственной тягомотине поставило Минобороны. По идее, оно должно было передать УОП более чем 30 заводов, принадлежащих армейским концернам «Техвоенсервис», «Авиавоенремонт» и «Военремсервис». А также попутно разгромить достаточно богатую зарубежную клиентскую базу этих предприятий. Эту задачу военное ведомство выполнило частично. Наряду с таким тихим армейским игнором в погроме клиентской базы оборонки наотрез отказалось принимать участие Национальное космическое агентство. Еще год назад казалось, что именно его предприятия должны составить костяк УОП: кроме широко известного ракетостроительного «Южмаша» и его 25 заводов-смежников в костяк должен был войти Павлоградский химический завод, ведущий в странах СНГ производитель ракетного топлива и взрывчатых веществ.


Достичь поставленных целей Саламатин намеревался, совмещая должности главы УОП и «Укрспецэкспорта». Однако Президент под давлением «умеренно промосковского» крыла ПР такого совмещения не поддержал. И вместо откровенно пророссийски настроенного Саламатина «Укспецэкспорт» в начале года возглавил Евгений Перегудов, намного более умеренный в воззрениях экс-директор «Укринмаша». Через несколько месяцев должности лишился и бывший покровитель Саламатина, куратор оборонной политики президентской администрации Геннадий Васильев. А в конце осени Кабмин сообщил об увольнении 26-летней Елены Понамарчук – заместителя генерального директора «Укрспецэкспорта» по вопросам финансов. До назначения на эту должность в конце 2010 года она работала специалистом пресс-центра кандидата в президенты Виктора Януковича. Кроме того, по данным Госреестра, Елена Понамарчук была одним из двух учредителей частной издательской компании «Рег.Тайм». Вторым учредителем этого издательства числился Николай Коровицын, сын Анны Герман.


Нынешние увольнения фаворитов Саламатина из структур «Укрспецэкспорта» стали последним свидетельством отказа власти от скороспелых и далеко не всегда продуманных реформ оборонного сектора. Ведь ведущую роль в экспорте всегда играл не столько сам «Укрспецэкспорт», сколько его дочерние компании – ГПЭИУВС «Укроборонсервис», ГХВИ «Укринмаш», ГСВФ «Прогресс», а также ГХВП «Спецтехноэкспорт» и ГВИП «Промоборонэкспорт». И вне зависимости от перманентных административных реформ эти дочерние компании только номинально подчинялись центральному холдингу. На самом деле они управлялись менеджментом из ведомств-кураторов. К ним согласно выше указанного списка относились Минобороны, Национальная академия наук, Кабинет министров, СБУ и Минпромполитики. Каждая из компаний даже обслуживалась в отдельном банке. А холдинг разве что мог навязывать «дочкам» централизованные страховые услуги. В целом годами выверенная система стороннему наблюдателю показалась бы полнейшим хаосом и неразберихой. Но судя по тому, что Украина на протяжении двух десятилетий входила в первую десятку мировых экспортеров оружия, этот хаос был более-менее продуктивным. И до сих пор не понятно, кто или что надоумило власть придумывать что-то новое, причем с явной оглядкой на российского заказчика.


Комментарии