Земельный урожай латифундистов

Share

В ожидании скорой отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель агрохолдинги снова стали активно наращивать свои земельные банки. В итоге в этом году произошла смена лидерского состава среди отечественных землевладельцев


Аграрный сектор сегодня находится на стадии оформления. По мнению директора по инвестбанкингу ИК «ITT-Инвест» Максима Панфилова, ценность самого земельного актива как ограниченного ресурса является наивысшей, особенно накануне земельной реформы, которая только повысит его стоимость. Поэтому неудивительно, что после почти двухлетнего перерыва инвесторы возобновили наращивание земельных банков, причем большинство нынешних покупателей — это уже существующие отечественные агрохолдинги. Глава департамента инвестиционно-банковских услуг Concorde Capital Виталий Струков уверен, что компании занялись консолидацией сельхозземель вовремя. «Если в 2007–2008 годах стоимость права аренды гектара качественной земли достигала $1,5 тыс., то в кризис она упала до $20–50, в течение минувшего года она выросла уже до 300–500 долларов за гектар, а в этом году цена приобретений за лучшие хозяйства достигала $1000/га», — считает он.


Крупным планом на землю


По словам Виталия Струкова, на рынке аграрного M&A в 2011 году самыми активными покупателями были украинские компании, которые уже провели IPO на европейских биржах и те, кто готовится к публичным размещениям в следующем году. Среди лидеров сделок — группа компаний Ukrlandfarming, «Кернел» и KSG Agro. «Каждая из них совершила порядка пяти покупок», — уточняет эксперт.


В начале года Олег Бахматюк приобрел сразу два крупных агрохолдинга — «Райз» Виталия Цехмистренко (несколько элеваторов, сахарный завод и земельный банк почти 180 тыс. га) и «Дакор Агро Холдинг» (четыре завода по производству сахара и 163 тыс. га земель). А в сентябре выходец из Ивано-Франковска решил стать латифундистом номер один среди публичных компаний в СНГ: объединить свои агропромышленные активы, передав находящиеся в его собственности 77,49% акций крупного производителя яичной продукции Avangardсо Investments Public Ltd (остальные обращаются на LSE) агрокомпании Ukrlandfarming Plc. В результате подконтрольная ему на 100% Ukrlandfarming стала крупнейшим владельцем аграрных земель в стране и вторым по величине производителем сахара.


«Кернел» Андрея Веревского тоже в 2011 году вышла на рынок сахара. Компания договорилась о покупке 71% акций второго по величине производителя этого продукта — «Сахарный союз «Укррос» Сергея и Александра Федоренко. Кроме того, группа «Кернел» объявила о заключении опционного соглашения на покупку агрокомпании «Энселко», принадлежащей инвестфонду Finch Investments британского бизнесмена Боба Финча (около 30 тыс. га земель в Хмельницкой, Николаевской и Одесской областях).


Как агрохолдинг на рынке появилась и достаточно молодая компания экс-губернатора Днепропетровской области Сергея Касьянова — KSG Аgro. Она уже приобрела холдинговую компанию Parisifia Trading Ltd. Parisifia Trading и получила разрешение АМКУ на покупку более 50% ООО «Унирем-Агро Плюс», ООО «Украинский агропромышленный холдинг», агрокомпании «Видродження» и мясокомбината «Днепр». По итогам сделок количество обрабатываемых земель KSG Agro, расположенных преимущественно в Днепропетровской области, вырастет почти вдвое — приблизительно до 60 тыс. га. При этом до конца 2011 года холдинг планирует увеличить цифру еще на 20 тыс. га.


По оценкам ИК Concorde Capital, с учетом долгов стоимость компаний, которые приобрел холдинг Ukrlandfarming, превышает $700 млн., общая стоимость компаний, купленных группой «Кернел», — около $400 млн., а KSG Agro инвестировала в новые приобретения около $50 млн. «Самой дорогой сделкой, исходя из коэффициента за один гектар, стала покупка «Кернелом» компании «Инсэлко» за $52 млн. За вычетом оборотного капитала стоимость 1 га здесь превысила $1 тыс. А вот KSG Agro совершала более дешевые покупки — Сергею Касьянову хозяйства обходились в среднем от $400 до $700 за гектар», — рассказывает Виталий Струков.


В целом текущий год характеризует и тенденция консолидации сектора крупнейшими агрохолдингами Украины — некоторые из них увеличили свои земельные банки на более чем 100 тыс. га. Так, новый агрохолдинг HarvEast появился в Украине после объединений активов финансово-промышленной группы СКМ Рината Ахметова и «Смарт-холдинга» Вадима Новинского. В него вошли сельхозактивы Мариупольского металлургического комбината (ММК) им. Ильича принадлежащего «Метинвесту» (75% которого владеет СКМ, а 25% — «Смарт-холдинг») и ряд активов Новинского. Общий земельный фонд — свыше 200 тыс. га — позволил HarvEast сразу же войти в пятерку лидеров рынка.


А вот близкий к Виктору Пинчуку фонд прямых инвестиций Icon Private Equity отказался от дальнейшего развития агропроекта «Агрика» с земельным банком площадью 46 тыс. га в Херсонской области. Компания была продана агрохолдингу Sintal Agriculture, подконтрольному Николаю Толмачеву, в обмен на 6% акций холдинга и кредит в размере $8 млн. В результате сделки Sintal Agriculture всего за $12,5 млн. увеличил собственный земельный банк наполовину — до 150 тыс. га.


«Сейчас в руках десяти крупнейших агрохолдингов сосредоточено свыше трех миллионов гектаров сельхозугодий, что составляет около 9–11% от всего объема пахотных земель в Украине», — уточняет директор инвестиционно-банковского управления ИК «Тройка Диалог Украина» Алексей Ращупкин.


Кому дают взаймы


Партнер компании «Делойт» Михаил Мельник вспоминает: агарные компании стали первыми, кто рискнул в посткризисный период провести публичное размещение акций на западных биржах. «На IPO в 2010–2011 годах инвесторы активно приобретали акции даже тех аграрных компаний, которые соответствовали далеко не всему перечню стандартных требований», — отмечает он. По информации «АПК-Информ», в текущем году с IPO на Варшавскую фондовую биржу вышли KSG Agro и Индустриальная молочная компания. Первая разместила 33% акций на $39,6 млн. Вторая — в результате проведения IPO привлекла $29,7 млн. за 24% акций. Кроме того, агрокомпания AgroGeneration (Франция), специализирующаяся на выращивании зерновых и масличных культур в Украине, в июле этого года в ходе первичного публичного размещения (IPO) акций на NYSE Alternext привлекла 11,5 млн. евро.


Однако этим летом интерес инвесторов к украинским активам резко снизился. По оценкам председателя правления инвестиционной компании «ФК Сократ» Федора Гречанинова, размещения, проведенные отечественными агрохолдингами в текущем году, оказались удачными для них, но очень неудачными для покупателей их акций, во всяком случае в краткосрочном периоде. «В течение года цены на акции украинских сельхозпроизводителей, которые торгуются на международных площадках, опустились в среднем на 25–35%, а некоторые — на 50–60%. И маловероятно, что до конца года эта ситуация каким-либо образом существенно изменится», — отмечает он.


Из-за неблагоприятной конъюнктуры от размещения отказался производитель подсолнечного масла «Виойл» и зерновая компания Valinor (бывший холдинг Valars Group). По словам Максима Панфилова, наступило насыщение рынка. И сейчас вместо популярного до сих пор IPO будут практиковаться в основном приобретения акционерного капитала c консолидацией в отдельных компаниях.


«Кроме IPO агрохолдинги активно используют кредитование и синдицированные кредиты: крупнейшим заемщиком, которому удалось привлечь $600 млн. у Сбербанка России и Deutsche Bank, стал Ukrlandfarming», — рассказывает Алексей Ращупкин. А вот агрохолдингу «Мрия» Ивана и Клавдии Гут выдали кредиты ЕБРР и IFC — на $25 млн. и $35 млн. соответственно.


Перспективы агро–2012


Как считает Федор Гречанинов, сегодня практически все сегменты сельскохозяйственного рынка недооценены (и потому выгодны для приобретения) сразу по нескольким причинам.


Во-первых, на аграриях сказываются общие негативные настроения и ожидания на международных фондовых рынках, которые негативно отражаются на стоимости акций публичных украинских агрохолдингов. При негативных ожиданиях инвесторы в первую очередь пытаются избавляться от наиболее рисковых активов, к которым они причисляют и акции украинских компаний. Оценки на внешних площадках уже настолько низки, что некоторые компании (к примеру, МХП и «Авангард») планируют частичный выкуп собственных акций. Во-вторых, высокий уровень предложений по продаже небольших украинских сельскохозяйственных компаний, которые, как правило, плохо структурированы, малоэффективны и не имеют доступа к рынку капитала. И в-третьих, большая степень неопределенности с будущим земельного рынка прямо влияет на риски, ассоциированные с украинскими сельхозпроизводителями.


Тем не менее проблема обеспечения глобального предложения пищевых продуктов в стратегической перспективе позволяет экспертам делать позитивные прогнозы в отношении дальнейшего роста аграрного рынка и его инвестиционной привлекательности. «В агросекторе продолжится консолидация: основными покупателями останутся крупные холдинги, но более мелкие производители тоже будут объединяться», — считает Алексей Ращупкин. Во многом активность в сделках M&A в следующем году будет зависеть от способности украинских компаний привлечь деньги путем публичных размещений на европейских фондовых биржах.


По прогнозам Виталия Струкова, при благоприятной ситуации на глобальных фондовых рынках около десяти отечественных аграрных компаний в следующем году через публичные размещения планируют привлечь от $500 млн. до $1 млрд.


Discovery: Лендлордам стало тесно в Украине


Как отмечает Максим Панфилов, наиболее активные игроки на аграрном рынке M&A — Олег Бахматюк и Андрей Веревский — в течение года стремились приобрести активы не только внутри, но и за пределами Украины. В частности, Олег Бахматюк через подконтрольную ему компанию Omtron Ltd. приобрел активы американского переработчика мяса курицы Townsends Inc. за $24,9 млн. Таким образом, предприниматель намеревается расширить экспортные возможности — укрепить позиции на рынках Ближнего Востока, а также с помощью Townsends наладить поставки американского мяса в Украину и Россию.


«Кернел» пошла по другому пути — открыла для себя российский рынок. За $60 млн. она приобрела 100% акций компании «Русские масла» (с тремя маслоэкстракционными заводами в Краснодарском и Ставропольском крае общей мощностью переработки 400 тыс. т семян подсолнечника в год). Выход на внешние рынки был необходим, с одной стороны, из-за высокой конкуренции за сырье для производства подсолнечного масла на украинском рынке, а с другой — из-за ограничений АМКУ (доля «Кернел» на украинском рынке производства подсолнечного масла приближается к 35%). «Консолидируя в своих руках агроактивы как внутри, так и за пределами страны, лидеры рынка, таким образом, пытаются повысить общую ценность данных ресурсов на международном уровне», — объяснил Максим Панфилов.


Comments: Виталий Струков, управляющий директор, глава департамента инвестиционно-банковских услуг Concorde Capital


Интерес иностранных инвесторов к украинскому сельскому хозяйству возрастает


Все понимают: потенциал страны огромный. У отечественных аграриев есть несколько драйверов для увеличения объемов производства сельхозпродукции и продовольственных товаров. Только за счет улучшения обработки угодий и наращивания объемов перерабатывающих мощностей реально увеличить показатели прибыльности до $1000/га. Сейчас, по нашим оценкам, хозяйства, обрабатывающие до 15–20 тыс. га, в среднем зарабатывают до $200 на 1 га. Более крупные сельхозпроизводители (от 20 до 100 тыс. га) достигают лучших, но еще далеко не максимальных показателей прибыльности — в среднем $350–400. Самые эффективные — агрохолдинги, оперирующие земельным банком свыше 100 тыс. га, они выходят на $500–600/га.


«Комментарии»