Чтобы увидеть, к чему приводит штурмовщина, стоило побывать на стадионе за день до его открытия и после
Хотите, свой пропуск продам? — предложил рабочий в оранжевом жилете, увидев, как журналисты Weekly.ua ищут лазейку на «Олимпийский». — За 75 грн. договоримся! Покупать пропуск мы не стали: побывать на «Олимпийском» за день до обещанного грандиозного открытия нам помогла та самая штурмовщина, из-за которой прессу так категорично отказывались пускать на «почти готовый» объект. Внутрь мы протиснулись под боком у сварщиков, менявших временное ограждение на капитальное, а наружу выходили через ворота, с умным видом сопровождая подвернувшийся автомобиль. Итог нашей инспекции был таков: очень жаль, что, собрав на «стройке века» тысячи рабочих рук, организаторы не дали им спокойно поработать еще месяц-полтора
Деньги есть
Но рабочие довольны, не жалуются. Люди разных профессий и из разных бригад в один голос подтверждали: платят им прилично и без задержек, 5–6 тыс. грн. в месяц. Довольно неплохо для строителей из провинции.
— На Житомирщине больше 2,4 тыс. грн. мне не заплатят, а тут я получаю 4,5, — сравнивает электромонтер Василий Федоренко. Работа, за которой мы его застали (орудовать лопатой, помогая технике ровнять дорогу к стадионной подстанции), не особо укладывается в его профиль, но Федоренко не жалуется. — В месяц трачу гривен 500, в основном на проезд и еду: централизованно нас не кормят, мы сами ездим на рынок.
Экономить на питании тяжелый физический труд не позволяет: на хлебе и воде лопатой не помашешь. Зато можно экономить на всем прочем: главное найти «койкоместо», куда вечером можно рухнуть и забыться. Хочешь — ищи такую жилплощадь в пригородах гривен за 250, как сделали некоторые строители, хочешь — бесплатно живи в вагончиках, специально расставленных на Черепановой горе. Оттуда до стадиона несколько минут ходу, так что и на проезд тратиться не придется.
Работа кипит: материалы подвозят вовремя, задержек нет. Правда, между бригадами случаются накладки — это неизбежно для столь масштабного объекта. «Только-только мы ограждения покрасили, а гранитчики своей пылюкой все заср…ли», — беззлобно ругается Александр Иванов, остановившийся на перекур. Он киевлянин, работает на заводе металлоконструкций, но сейчас его перевели на стройку «Олимпийского». Александр считает, что такой спорткомплекс городу нужен.
Бригаде гранитчиков с Тернопольщины на внешний вид Киева тоже не наплевать. Всю неделю эти парни пилят и укладывают каменные плитки по 20 кило весом. Выходной у них один — воскресенье.
Три года в пыли
А вот для владельцев квартир в окрестностях «Олимпийского» последние три года стали непрерывным испытанием. Снос торгового центра, монтаж основных конструкций стадиона, ремонт дорог, Троицкой площади — все это грохотало, визжало, пылило и мешало пройти.
— Первый раз за три недели внучку на прогулку выводим, — говорит Клавдия Федоровна из дома №51 по Большой Васильковской.
Что бы там ни строили, закончат все равно нескоро: открыть наглухо задраенные окна на своем 11-м этаже Клавдия Федоровна рассчитывает только следующей весной. А пока ей пришлось купить новый пылесос с пароочисткой, а также сушилку, чтобы белье высыхало на закрытом балконе.
Среди пострадавших от стройки и Киевский театр оперетты. Артистов изнуряет даже не шум, а пыль… Она, по их словам, вредит голосовым связкам. А еще коллективу оперетты просто обидно: их здание, которое не ремонтировалось 35 лет, тоже собирались обновить и расширить в рамках реконструкции площади, и горсовет успел это одобрить, но надежды оказались напрасными. Артистам по-прежнему приходится репетировать в коридорах. Из-за постоянного сотрясения площади по стенам театра побежали трещины, и худрук Богдан Струтинский предупреждал о них еще тогда, когда тут начинали строить торговый комплекс.
Послесловие
Положа руку на сердце, открытие спорткомплекса называть «открытием» можно условно. Ведь даже через день после торжеств охрана заворачивала от ворот всех, у кого не было пропуска, и смиренные налогоплательщики могли полюбоваться объектом, построенным на их деньги, лишь через ограду.
Скрывать было что: дождь, хлынувший в воскресенье, в самом прямом смысле посадил кое-кого в лужу. На второй день после открытия, пройдя в помещения стадиона через подземный паркинг, журналисты Weekly.ua увидели в коридорах персонал, собиравший воду тряпками.
Но если в недра стадиона обычный киевлянин не попадет никогда, то Троицкая площадь может остаться на годы позорным памятником этому авралу. К открытию «Олимпийского» ее не закончили. Зато искалечить успели. То, что плитка якобы одного цвета имеет разные оттенки, словно площадь латали, — не беда. Хуже то, что уложены плиточки так, что местами в стыки проходит большой палец, не говоря уже о женском каблучке. Причем высота у плиток разная, а если окинуть взглядом всю площадь, можно заметить: она не плоская, а слегка волнистая.
— Может, это начерно уложено? — спрашиваем мы у мерзнущего работяги.
— Да нет, начисто, — убивает он последнюю надежду.