На прошлой неделе была осуществлена серьезная попытка оптимизировать экономическое взаимодействие между Украиной и Россией. Тактикой украинской стороны стало акцентирование внимания на презентации национальной экономики, стимулировании инвестиционной активности, а также коррекции правил ведения большого бизнеса. Политический «спарринг» был не только разделен на два раунда, но и проведен с участниками разных весовых категорий. Таким образом, данная формула боя предоставила официальному Киеву возможность развеять нерешительность российских инвесторов в вопросе «вкладывать – не вкладывать», и параллельно с этим усилить свои позиции накануне встречи с президентом РФ.
Часть 1. Украинский дебют
Главное, что необходимо было услышать представителям российской бизнес-элиты из уст президента Украины – так это гарантии неприкосновенности уже осуществленных, а также потенциальных инвестиций. И это было сделано после их встречи с Виктором Ющенко 13 марта, на которую, впрочем, явились не все приглашенные. Наиболее активны в этом отношении были собственники и владельцы пакетов акций украинских предприятий.
На встречу с В.Ющенко приехали около 20 топ-менеджеров и владельцев российских компаний, а также посол РФ в Украине Виктор Черномырдин. Среди представителей сферы ГМК можно назвать Олега Дерипаски (“Русский алюминий”), владельца Николаевского глиноземного завода, а также представителей российской промышленной группы “МАИР”. Как полагает Владимир Дмитриев председатель Внешэкономбанка (ВЭБ), «разъяснения украинского руководства об отсутствии планов массового пересмотра результатов приватизации, прозвучавшие в ходе встречи с руководителями крупнейших российских компаний и банков, успокоили и сняли напряжение в отношении российских бизнесменов к их ведению бизнеса на Украине». Для представителей российского бизнеса и банковских кругов это вопрос серьезный, и сомнения или опасения в ходе встречи были во многом сняты, добавил он.
Таким образом, украинская власть пыталась вызвать в собственниках доверие и предложить им игру по правилам «прозрачности и открытости», возможно, пообещав при этом еще и получение дивидендов от реприватизационных процессов. Оценивая украинские перспективы для российского бизнеса, Владимир Йорих, совладелец и гендиректор Стальной группы “Мечел” в интервью «Ведомостям» сказал, что некоторые сырьевые и металлургические активы в Украине лишь формально закреплены за своими владельцами: «в этом-то и весь фокус, что они были не куплены, а поделены…». Далее В.Йорих говорит, что его корпорация «с интересом» наблюдает за деприватизацией предприятий украинского ГМК.
Возможно, на встрече в Киеве предложенные условия могли всерьез заинтересовать российских олигархов. По новым правилам им не нужно будет заносить «чемоданы с деньгами» с черного хода, и в то же время, для них открываются перспективы для участия в переделе предприятий, которые, казалось бы, давно уже обрели своих владельцев.
Главным помощником Президента в вопросе убеждения российской бизнес-элиты оказалась премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, пообещавшая решить все проблемы, связанные с дискриминацией иностранного бизнеса в Украине и гарантировала стабильность иностранным предприятиям, работающим в стране. Премьер заявила, что до конца года будут нивелировано большинство проблем, связанных с “определенной дискриминацией иностранных предприятий на территории страны”.
Кроме личных заверений, Ю.Тимошенко обратилась также к иностранным дипломатам, в которых она видит прямых посредников между иностранным и украинским бизнесом. “Думаю, что мы каждый случай с вами разберем отдельно на уровне моем, уровне министерств, ведомств, правительства. Моя цель – до конца года практически не оставить таких конфликтных проектов, которые имели ваши инвесторы на территории Украины”, – заявила премьер.
Демонстрируя открытость, а временами и доступность украинской экономики, лидеры страны намереваются в самое ближайшее время представить «антологию» инвестиционных проектов, в которых могут поучаствовать иностранные инвесторы. При этом стратеги зарубежной капитализации обещают обеспечить стабильность для работы иностранных партнеров, а также не предпринимать никаких революционных шагов разрушения того или иного бизнеса.
Говоря о причинах, побудивших руководство страны вызвать (приглашения были получены российскими бизнесменами за 2 дня до незапланированного «съезда») представителей российской бизнес-элиты, нужно сказать, что данная встреча назрела уже давно – сразу же после озвучивания на высшем уровне реприватизационной темы. Поэтому президент Украины, приглашая российских «тяжеловесов»-предпринимателей снимал напряжение как с дальнейших переговоров с В.Путиным, так и решал локальные проблемы российско-украинских отношений. Ведь кроме желания «прикупить» пару-тройку украинских ГОКов некоторые российские партнеры озабочены также будущим уже приобретенных предприятий, законность приватизации которых недавно подверглась сомнению. И россиянам есть о чем беспокоиться: 14 компаний, пакеты акций которых в разных долях принадлежат российским бизнесменам, были (но пока только на словах) «приговорены» к передаче в госсобственность. В этот список попал и Ингулецкий горнообогатительный комбинат (в 2000 г. 80% акций ГОКа приобрела компания “Смарт-груп” Вадима Новинского). Среди объектов “второй очереди реприватизации” находятся Николаевский глиноземный завод (принадлежит Олегу Дерипаске), Запорожский алюминиевый комбинат (часть акций куплена группой “СУАЛ”) и Черноморский судостроительный завод (принадлежит братьям Олегу и Игорю Чуркиным). Исходя из озвученных результатов встречи, россияне остались довольны переговорами: стало быть, процесс будет либо показательным либо взамен утраченных активов нашим компаньонам предоставят нечто более выгодное.
Встреча украинской власти и российского бизнеса, которая впервые произошла без «присмотра» российского Президента означала попытку В.Ющенко самостоятельно повлиять на российско-украинские бизнес-процессы без участия Кремля и доказать, что у Украины есть рычаги воздействия на определенный сегмент российского капитала. Напомним, до этого момента переговоры такого масштаба проходили исключительно в Москве. Среди результатов в первую очередь обращают внимание три момента. Во-первых, в ближайшее время будет создан совет инвесторов, на которых (пусть пока формально) обиженная сторона сможет высказать претензии и попытаться решить конфликт «соборно» без инициации судебного разбирательства. Во-вторых, по некоторым данным, после встречи перечень реприватизируемых предприятий был подкорректирован. В-третьих, российские инвестиции могут составить конкуренцию для западных капиталовложений, что ускорит процесс притока инвестиций в украинскую экономику со стороны «наиболее реальных» инвесторов. Кроме того, после демонстрации успешности переговоров В.Ющенко с российскими олигархами в одиночку, украинский президент более уверенно чувствовал себя в переговорах с В.Путиным.