На вершине стабильности

Share

Последние два года показали, что достижения отечественных трубопроизводителей в условиях жесткого прессинга со стороны стран-импортеров украинских труб не являются временным успехом. На данном этапе специалисты считают целесообразным не увеличивать объемы производства любой ценой, что может спровоцировать новые факты демпинговых расследований, а сосредоточиться на укреплении своих позиций в завоеванных сегментах. Задекларированная политика может быть сразу же откорректирована после достижения компромиссных решений с госструктурами Российской Федерации, которая является стратегическим рынком для украинских трубников. К этому также располагают резервный запас производственных мощностей трубной отрасли. О состоянии трубной отрасли и проблемах, которые предстоит решать предприятиям в 2005 г. рассказывает генеральный директор объединения «Укртрубопром» Леонид Ксаверчук:


 


Леонид Петрович, как бы вы оценили результат работы трубной отрасли за прошедший год?


 


– По итогам производства, техническому уровню и финансовым результатам текущее состояние трубной отрасли вполне можно оценить как стабильное, даже, несмотря на то, что в 2004 г. украинские трубники снизили объемы производства на 1,5% по сравнению с 2003 г. При этом отмечу, что это снижение не является показателем, характеризующим тенденцию развития подотрасли. Это скорее связано с сортаментным сдвигом выпускаемой продукции на ряде заводов. Иллюстрацией к сложившейся ситуации может послужить пример с ОАО «Нижнеднепровским трубопрокатным заводом». Да, предприятие снизило объемы выпуска трубной продукции, но одновременно с этим увеличило производство железнодорожных колес. И в целом экономические показатели работы НТЗ в 2004 г. существенно возросли по сравнению с предыдущим годом.


 


Для нас более важным является то обстоятельство, что второй год подряд трубная промышленность Украины производит по два млн. т труб (в 2004 г. объемы производства составили 2,038 млн. т труб). Напомню, что в 2003 г. украинские трубники смогли осуществить резкий скачок с 1,469 млн. т. до 2,065 млн. т (2002 г.). Мы считаем, что трубникам удалось закрепить данный результат. Поэтому сейчас, оценивая прошедший год, мы можем с уверенностью говорить о стабилизации общеукраинского трубного производства на уровне 2 млн. т. труб в год. Кроме того, необходимо учитывать позитивные тенденции, свидетельствующие об укреплении «границ» внутреннего рынка: 2002 г. – 27%, 2003 г. – 27,7 %, 2004 г. – 30% от общего объема производства. При этом внешний рынок имеет тенденцию к снижению, а именно: 2002 г. – 1073 тыс. т (73%), 2003 г. – 1502 тыс. т  (72,3%), 2004 г. – 1497 тыс. т (70%).


 


Как дополнительный выпускаемый объем в 600 тыс.т труб, который в последние 2 года «выбрасывается» на рынок, повлиял на географию сбыта отечественных трубных предприятий?


 


– Как и прежде, основным внешним рынком для наших трубников остается Российская Федерация – в эту страну стабильно поставляется около 30% украинских труб. Следующим стратегическим рынком сбыта является рынок ЕС, «забирающий» около 20% экспортируемых труб. В последние год-два наши производители открыли для себя новый важный регион сбыта – Азиатский рынок, и в частности, сегменты Ближнего Востока и Персидского залива. В целом в Азию в 2004 г. Украины продала до 11% экспортируемых труб. На внутренний рынок каждый год стабильно отгружается около 630 тыс. т трубной продукций.


 


Рассматривая пропорции поставок на разные рынки, следует прежде всего отметить, что существенным фактором, определяющим векторы сбыта, является динамика квотирования труб. С одной стороны, ограничения на поставку продукции в РФ отсекает ряд предприятий от традиционного для них российского рынка. С другой – для некоторых заводов это становится действенным стимулом для расширения своей географии сбыта. Так, Луганский трубный завод, не первый год отстраняемый от российской квоты, нашел возможности для продажи своей продукции в дальнем зарубежье.


 


Можно ли говорить о прогрессе в переговорах об изменении объемов квот для поставок украинских труб в РФ на 2005 год?


 


– Нынешняя ситуация в переговорном процессе по поставкам наших труб в Россию отличается, прежде всего, на терминологическом уровне. Россия, как и Украина, стремится вступить в ВТО как можно скорее, и в связи с этим корректирует свое законодательство, исключая из него наиболее конфликтные нормы. Так, в проекте «Соглашения между Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины о торговле некоторыми видами труб из черных металлов» до 2009 г. вообще не содержится упоминания о квотах. Но суть документа от этого не меняется. Присутствие фразы «не больше, чем объемы прошлых экспортных периодов» и указание конкретных объемов поставок в приложении к этому документу придает ему характер традиционных ограничительных мер.


 


Существенных отличий в процессе переговоров в последнее время практически не возникало, т.к. при этом обсуждались стандартные вопросы по определению объемов поставок труб между странами, методологии осуществления экспортно-импортного контроля в рамках лицензированных поставок, а также возможность применения компенсационных и антидемпинговых ограничений в рамках «Соглашения».


 


Однако после совещания в Минэкономики Украины 24 декабря 2004 г., в котором принимали участие представители только украинский стороны, было принято решение о выводе за рамки «Соглашения» поставки труб диаметром более 820 мм. После этого переговорный процесс осложнился. Изыскивая способы выхода из тупика, 13 января, Минэкономики Украины и Минэкономразвития РФ подписали «Соглашение», в результате которого определились с поставками труб только 5 украинских предприятий на период до 2009 г. включительно. При этом поставки труб остальных трубных заводов в текущем году осуществляются в режиме свободной торговли до принятия окончательных решений.


 


Насколько реально рассчитывать на изменение регулирующей системы со стороны российских госструктур, в которой бы отсутствовал механизм квотирования?


 


– На переговорах по указанному «Соглашению» в ноябре прошлого года, я внес предложение россиянам о работе без квот. Сегодня на российском рынке трубы украинского производства занимают 14-15%. Уже прошли те времена, когда доля продаж наших труб в РФ составляла 22-24%. Ведь если посмотреть на объемы поставок в рамках свободной торговли, например в 2000 г. (последний «доквотный» год), то в Россию мы поставили около 820 тыс. т. труб. Квота на 2004 г. предусматривала поставку в 715 тыс. т. Как видим, это на 105 тыс. т. меньше. И я не уверен, что мы сегодня в состоянии нарастить свое рыночное присутствие в России до прежних объемов. За прошедший десяток лет россияне очень существенно развили собственную трубную промышленность именно в европейской части страны. Да, и регулярное «незаполнение» квоты говорит о том, что поставки украинских труб в РФ уже не являются угрожающим фактором для интересов российских трубных предприятий. Можно сделать вывод, что сейчас квота уже не работает, поэтому ее сохранение – это просто перестраховка.


 


В создавшихся условиях я предлагаю взамен квоты ввести другой тип ограничений. К примеру, украинская сторона могла бы взять на себя обязательство не поставлять трубы определенного сортамента на российский рынок. Кроме того, я выступаю за проведение мониторинга цен на украинскую трубную продукцию, поставляемую в Россию. Кроме того, считаю крайне важным, чтобы наши трубники сознательно отказывались от демпинга как инструмента продаж на внешних рынках. Если этого не произойдет, украинская сторона должны самостоятельно, не дожидаясь внешних санкций, применять конкретные меры воздействия по отношению к отечественным демпингующим предприятиям.


 


Пока трудно сказать, согласятся ли россияне на предложенный нами вариант. Вместе с тем, думаю, что до вступления наших стран в ВТО Россия вряд ли откажется от регулирования объемов в связи с поставками наших труб на свой рынок. И не суть важно, что эти ограничители больше не будут называться квотами.


 


Как бы вы охарактеризовали достижения и проблемы отечественных трубников в плане модернизации своих производственных мощностей?


 


– В 2003 г. на модернизацию трубных предприятий объединения «Укртрубопром» в целом было использовано около $26,5 млн. Ожидается, что по результатам 2004 г. данный показатель составит $28-30 млн. Приведенные выше суммы финансовых средств, в основном, были затрачены на приобретение и установку т.н. «хвостового» оборудования, предназначенного для предпродажной отделки труб – это упаковочные машины, гидропрессы, оборудование для контроля качества. Часть инвестиций была направлена на внедрение энергосберегающих технологий. Поэтому, для осуществления таких мероприятий указанного объема вложений можно считать вполне достаточным.


 


Пока трубопроизводителям было нецелесообразно тратить больше средств на техперевооружение. Во-первых, загрузка имеющихся трубных мощностей не располагает к тому, чтобы запускать крупномасштабные проекты реконструкции и технического перевооружения, как это сегодня происходит на предприятиях металлургического комплекса Украины. Здесь хочу сделать несколько уточнений по поводу аргументации для запуска модернизационных проектов.


 


Собственники трубных заводов рассуждают следующим образом: средства на модернизацию необходимо вкладывать, если, к примеру, предприятие располагает таким количеством заказов, которое невозможно выполнить на имеющихся мощностях. Как уже говорилось выше, перед нашими трубниками такая задача не стоит – мощностей по производству труб в стране достаточно. Необходимость в техперевооружении может быть вызвана и тем, что установленные на заводе станы не производят необходимый заказчику сортамент. Но перед этим завод принимает решение, следует ли осваивать новый вид трубной продукции с учетом конкретной рыночной ситуации? К сведению: 2004 г. наши трубники освоили около 25 видов новой продукции. Третьим условием к обновлению может стать несоответствие уровня качества продукции требованиям заказчика. Тогда на предприятии все усилия в области технического развития будут направляться на внедрение/доведение технологии до уровня, позволяющего обеспечить требуемое качество труб (в т.ч. и применительно к внешнему товарному виду продукции). Четвертое условие можно возникнуть, когда существует проблема использования устаревших энерго- и материалоемких технологий и оборудования, что заметно сказывается на себестоимости производимых труб. В этом случае, логично совершенствовать процесс, добиваясь более экономичных производственных показателей.


 


Резюмируя, могу сказать, что отечественные трубопроизводители на данном этапе ориентируются на повышение качества своей продукции и сокращению производственных издержек. Первые два условия пока не столь актуальны.


 


Леонид Петрович, существуют ли объективные предпосылки к тому, что в 2005 г. показатель производства труб в 2 млн. тонн будет превышен?


 


– Я так не считаю. Сегодня общая ситуация на отечественных трубных заводах в условиях рыночной экономики определяется действием рыночных механизмов – конкретными потребителями трубной продукции и их финансовым состоянием. Начиная со второго полугодия 2004 г., заводы и управляющие компании проводили системную работу по подготовке предприятий к 2005 г., в результате чего объемные показатели производства в целом по объединению могут возрасти на 15%.  Вопрос сегодня заключается не в том, чтобы произвести как можно больше, а как реализовать то, что произведено, чтобы получить максимально возможную прибыль. Не стоит забывать, что само производство организовано под «заказ»: в случае необходимости мы всегда сможем существенно нарастить объемы выпуска. 55-%-ный запас незадействованных производственных мощностей к этому располагает. Однако все это может быть осуществлено при стабильном уровне цен и расширении внутреннего рынка.