Газ подешевеет. Если Украина отдаст последнее

Share

Неспособность Киева реализовать обещанные Москве планы интеграции газовых активов делает невозможным пересмотр газовых соглашений.


24 мая состоялся рабочий визит в Киев главы правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера. Согласно российским официальным источникам визит посвящался переговорам относительно условий выполнения очередного квартального ценового дополнения к соглашению о поставках природного газа в Украину на 2009–2014 годы, а также хода выполнения оговоренных еще в 2010 году, но до сих пор нереализованных планов украинско-российской газовой интеграции. Якобы для внесения ясности в эти вопросы Виктор Янукович по телефону получил от Дмитрия Медведева право вмешаться в переговоры «Газпрома». Но, судя по официальному сообщению украинской стороны, никаких новых сроков реализации ранее обещанного вмешательство Януковича не принесло. При этом новостью стало заявление главы государства о несправедливом характере украинско-российских соглашений. «Надо находить паритетные решения и на их основе выстраивать наши отношения», — заявил Янукович, который никогда ранее до оценки симметричности газовых договоренностей двух стран не доходил.


В чем именно с точки зрения Украины заключается асимметрия газоторговых взаимоотношений и как именно должен выглядеть газовый паритет, никому неизвестно. Это пока внятно не объяснил ни мало разбирающийся в газе Янукович, ни поводырь его газовой политики глава Минэнерго Украины Юрий Бойко. Зато с точки зрения российской монополии такой диспаритет действительно есть. И это не обещает Киеву ничего хорошего.


Главными позициями газовой интеграции российская сторона неоднократно называла необходимость скорейшего создания СП между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины» и подписание соглашений, нацеленных на укрепление российской монополии в Украине и сопредельных странах. В ряду нереализованных Украиной авансов числились протоколы о намерениях совместной разработки шельфа Черного моря и предоставлении «Газпрому» эксклюзивного права на модернизацию украинских газокомпрессорных станций, а также использовании украинских подземных хранилищ газа.


В этом году неспособность Киева реализовать все перечисленные авансы стала свершившимся фактом. Так, в части совместного освоения шельфа украинские власти решили отдать предпочтение не «Газпрому», а «Лукойлу». Безо всякого тендера эта компания получила право совместной деятельности по разработке перспективной нефтегазоносной структуры «Одесская» к западу от Крыма. Тогда как на ранней стадии освоения, в 2004–2007 годах, правом разработки этой структуры обладала родственная «Газпрому» российско-швейцарская компания «УкрГаз-Энерго». Правительство Юлии Тимошенко эти права отобрало, а новая власть отобранное у «УкрГаз-Энерго» почему-то предпочла не возвращать. Такой странный поворот «Газпром» от неожиданности даже не комментировал.


Более сложный казус произошел с планами «интеграции» украинских подземных хранилищ газа (ПХГ), принадлежащих дочернему предприятию НАК «Нафтогаз Украины» компании «Укртрансгаз». В 2009 году в канун подписания упомянутого украинско-российского газоторгового соглашения «Укртрансгаз» был лишен статуса дочерней компании НАК. «Газпрому» такое понижение статуса компании-распорядителя украинских ПХГ обещало уже в 2010 году сказочные перспективы — он рассчитывал почти автоматически получить право навязывания предприятию «Укртрансгаз» российской тарифной и операционной политики. Но ни в 2010-м, ни в 2011-м эти расчеты не оправдались. Причиной стал страх новой украинской власти перед гневом ЕС — Брюссель потребовал от Киева распространения на Украину европейской практики разделения функций добычи, закупки, хранения и транспортировки газа, в результате которой к «Укртрансгазу» начала возвращаться некогда утраченная самостоятельность. В итоге «Газпром», по сути, так и не смог «конвертировать» финансовую зависимость «Нафтогаза» в выгодный ему режим использования украинских ПХГ и газопроводов. С этим направлением интеграции ему остается разве что ожидать лучших времен.


Наряду с такими казусами, постигшими планы совместного освоения украинского шельфа и ПХГ, весной 2011 года Киев ударил еще и по газпромовским планам создания СП с «Нафтогазом Украины». В изложении первых лиц российской власти создание этого СП неоднократно называлось «объединением двух компаний», но в итоге интеграции не вышло никакой. Причиной срыва задуманного стал меморандум с МВФ, заключенный Украиной в 2010 году. Под угрозой замораживания кредитной линии фонда украинские власти взяли на себя ответственность за финансовую стабилизацию ряда банков и НАК «Нафтогаз Украины». В части «Нафтогаза» стабилизация вылилась в начало подготовки выхода этой государственной компании на рынок IPO, что исключило возможность значительного изменения активов, в том числе их отчуждение на баланс совместных предприятий.


Все перечисленные факты неспособности Киева выполнить ранее обещанное грозят окончательно похоронить надежды украинской власти на пересмотр заложенных в газовый контракт–2009 ценовых параметров. Тем более что сегодня контур возможного пересмотра цен выглядит откровенно слабо. Конечно, Минэнерго Украины выдвигает в адрес «Газпрома» требования поменять сложную ценовую формулу газового контракта–2009. Но ключевая предлагаемая перемена заведомо невыполнима — это включение в газовую формулу каменного угля, что повлечет снижение цены газа. Однако «Газпром» на такую перемену вряд ли пойдет, потому что вслед за Украиной включить уголь в формулу цены незамедлительно потребуют все другие потребителя газа в Европе. Поэтому пока украинские власти не придумают что-то новое или не начнут-таки отдавать «Газпрому» ранее обещанное, никакой эпохи новых цен в отношениях Украины и РФ не будет.


Комментарии