Киевляне начали получать долгожданные договора с ЖЭКом на предоставление услуг по содержанию дома. Но юристы советуют не подписывать их в предложенном виде, поскольку уже нашли в документах массу недочетов. Зато правильный договор на выгодных для потребителя условиях увеличивает ответственность коммунальщиков за некачественные или непредоставленные услуги.
Технические заминки
В мае столичные ЖЭКи начали разносить счастливцам или просто активным жителям Киева договора о предоставлении услуг по содержанию домов и придомовых территорий. Киевляне, длительное время требовавшие от ЖЭКов эти договора, считают это своей заслугой. Но в КГГА настаивают, что сами обязали к этому коммунальщиков. «Впервые ЖЭКи обязали создать не только сам договор на предоставление услуг по обслуживанию домов и придомовых территорий, но и приложение к этому договору в виде калькуляции с расписанием, сколько средств на что идет при оплате именно этих коммунальных услуг», – сообщил первый зампред КГГА Александр Мазурчак.
На деле все оказалось не совсем так, как описывают в КГГА. Так, зачастую в пределах одного ЖЭКа одни дома получили документы, а другие – нет. И даже в этих случаях коммунальщики срабатывают наполовину – жители жалуются, что договора им приносят в одном экземпляре или без обязательного дополнения с перечнем оказываемых услуг и их стоимостью. Объяснение при этом простое – нет денег на бумагу и ксерокопии. Так что неудивительно, что в ряде случаев жителям просто объявлением на двери подъезда сообщили, что они могут прийти непосредственно в ЖЭК и там подписать договор.
В КГГА заявляют, что все подобные объяснения и недоработки ЖЭКов чреваты увольнением их начальников. А. Мазурчак сообщил, что восьмерых уже уволили за неудовлетворительную работу. А если киевлян не будет устраивать позиция местных коммунальщиков, он предлагает жаловаться в районные управления жилищной инспекции или прямо в КГГА. «Договор человеку должен быть дан в руки и к договору должна быть дана калькуляция. Никакой ссылки на то, что сходите куда-то посмотрите и ознакомьтесь, быть не может», – заявил он. И добавил, что кроме калькуляции, потребители имеют право ознакомиться также с порядком перерасчета тарифов, правда, это придется делать непосредственно в ЖЭКе. По его словам, делать эти распечатки для всех жителей Киева – слишком сложно технологически и затратно.
Не спешите подписывать
Проблему взаимоотношений киевлян с ЖЭКами предложенные договора не решили, а частично даже усугубили ее, поскольку не учитывают интересы потребителей. Разрабатывали документ на основе типового договора, утвержденного постановлением Кабмина № 529 от 20.05.2009. И, что примечательно, несколько изменений в свою пользу коммунальщики в типовую форму внесли, но замечаний со стороны потребителей ЖК услуг явно не ждут.
Юристы советуют не отступать и отстаивать свои права, поскольку договор является двухсторонним, следовательно, должен учитывать интересы обеих сторон. «Как правило, ЖЭКи позиционируют типовой договор как договор присоединения – предлагают заключить его в собственной редакции, не давая возможности потребителям внести свои коррективы. Однако согласно ст.6 Гражданского кодекса Украины стороны свободны в заключении договора и выборе его условий. Они могут прописать в договоре и дополнительные условия, не предусмотренные постановлением № 529, если они не противоречат действующему законодательству Украины. Чтобы инициировать внесение изменений в договор необходимо обратиться в ЖЭК с соответствующим заявлением или с протоколом разногласий к договору. Например, в договоре можно прописать норму о том, что стороны ежемесячно подписывают акт приема-передачи, в котором бы подробно описывались оказанные услуги, а также тарифы, на основе которых выставляется счет потребителю», – объясняет юрист МЮГ AstapovLawyers Александр Ружицкий.
В квартиру – с ломом
О подобных нюансах в КГГА знают. А. Мазурчак рассказал, что в ряде случаев киевляне отказались подписывать договора из-за наличия в них пункта о праве несанкционированного проникновения в квартиру. Как объяснил зампред КГГА, речь идет исключительно о форс-мажорах, таких как пожар или врыв газа. «Я подчеркнул, проводя совещание с руководителями ЖЭКов, что это касается только чрезвычайных ситуаций», – заявил он. При этом Мазурчак объяснил, что указанный пункт из договора можно убирать, «чтобы не возмущать население», но уточнил, что это не исключает принудительного проникновения представителей ЖЭКа и спецслужб в квартиру в случае ЧП. «Этот пункт существует в других документах, начиная с Конституции и заканчивая документами, связанными с техникой безопасности, с МЧС. Мы просто все равно войдем в квартиру при чрезвычайной ситуации, ссылаясь не на этот договор, а на другие документы, большего уровня значимости», – сказал он.
Впрочем, юристы, ссылаясь на те же нормативные акты, придерживаются иного мнения. Так, младший юрист МЮГ AstapovLawyers Олег Гринь приводит пример из собственного опыта. В предложенном ему ЖЭКом договоре его тоже смутил пункт о несанкционированном проникновению. «В случае, если в квартире случился пожар, сотрудники ЖЭКа (либо пожарные) имеют право взломать дверь с целью устранения очага возгорания. Относительно этой ситуации у меня вопросов не возникло. Однако, стоит обратить внимание, что сотрудники ЖЭКа могут взломать дверь квартиры и в случае «проведения технического и профилактического осмотра». По-моему мнению, данный пункт вступает в противоречие с нормами ст. 30 Конституции Украины, которая каждому гарантирует право на неприкосновенность жилья», – объясняет юрист. При этом нужно отметить, что указанный пункт именно в такой, невыгодной для потребителя редакции изложен и в остальных розданных ЖЭКами договорах.
О. Гринь решил этот вопрос путем составления протокола разногласий, в котором попросил пункт оставить в следующей редакции: «исполнитель имеет право доступа, в том числе несанкционированного, в квартиру (жилое помещение в общежитии), нежилое помещение в жилищном доме (общежитии) пользователя для ликвидации аварии в соответствии с законом установленным порядком». «В итоге мы подписали договор с учетом оговоренной правки», – рассказывает юрист.
Бесконечные проблемы
В КГГА призывают подписывать договора – мол, услуги будут предоставлять в любом случае и оплачивать их нужно будет тоже в обязательном порядке, но если будет заключено соглашение, у потребителей появится рычаг давления на нерадивых коммунальщиков. «Договор нужен для того, чтобы была ответственность с другой стороны. Это значит, что вы можете требовать компенсацию за то, что вам не предоставлено в соответствии с этим договором. Если у вас договора нет, на основании чего вы требуете компенсацию?», – объясняет А. Мазурчак.
По словам чиновника, перерасчеты за непредоставленные или некачественные услуги делаются в следующем месяце. Впрочем, не все ЖЭКи это устраивает. В частности, договора от ДП «Украина житло-сервис» в пункте о перерасчете размера платы содержит приписку от руки: «один раз в год после закрытия отчетного года». Мазурчак объясняет, что речь идет исключительно об услугах, связанных с отоплением, перерасчет платы за которые действительно может производиться после окончания отопительного сезона. Но, судя по формулировке в договоре, коммунальщики считают абсолютно иначе.
А. Ружицкий обращает внимание на другой пункт о тарифах, по которому в случае их изменения потребитель обязан платить их по новым расценкам без внесения дополнительных изменений в договор. По словам юриста, такая формулировка не предусмотрена типовым договором и является невыгодной для потребителя. «Тарифы на услуги – это существенное условие договора, изменение которых должно происходить лишь по согласованию сторон», – подчеркивает он.
Удивляет юристов и один из ключевых моментов договора – сторона-исполнитель. Считается, что документ подписывается от имени ЖЭКа, и именно в таком ключе об этом говорят в КГГА. Но на деле сторонами договора выступают житель Киева и некое коммунальное предприятие (в некоторых случаях – даже дочернее, как ДП «Украина житло-сервис»), хотя в конце договора присутствует название ЖЭКа и подпись его начальника. «Возникает вопрос: кто же на самом деле является исполнителем услуг? Если ЖЭК является фактическим исполнителем услуг, то либо договор должен быть подписан именно с ним, либо оно должен быть указано в тексте договора как субподрядчик и фактический исполнитель услуг», – подчеркивает советник по юридическим вопросам, проект IFC «Энергоэффективность в жилищном секторе Украины» Зоя Гопций.