Вчера, 25.01.2011, «XXI Век» удалось договориться со своими акционерами и владельцами ценных бумах о реструктуризации долговых обязательств компании на сумму $175 млн. путем привлечения нового мажоритарного акционера. Событием оказались довольны и участники рынка, и держатели еврооблигаций компании, и ее руководство. «Для «XXI Века» кризис закончился», – уверен Лев Парцхаладзе.
Вчера, 25.01.2011, состоялось внеочередное собрание акционеров девелоперской компании «XXI Век», на котором было принято два ключевых решения – о реструктуризации долгов компании путем привлечения нового акционера и, соответственно, об изменении в составе акционеров. Представители компании пока не спешат комментировать произошедшие события, обещая озвучить официальную информацию сегодня. Председатель совета директоров «XXI Века» Лев Парцхаладзе ограничился кратким комментарием: «Все проголосовано и утверждено».
Также он подтвердил, что его пакет акций уменьшился, но не уточнил, до какого уровня. Согласно плану реструктуризации предусматривалось, что нынешним акционерам компании будет принадлежать немногим более 9% акций. По некоторым источникам, доля самого Л. Парцхаладзе уменьшится примерно до 4%. Основным же держателем с долей в 60,1% акций станет компания Ovaro, которой на ¾ владеет бывший топ-менеджер «XXI Века» Олег Салмин и на ¼ – Reachcom, подконтрольная Renaissance Group Holdings Limited.
По словам Л. Парцхаладзе, свершившейся реструктуризацией долгов он доволен. «Я считаю, что для «XXI Века» кризис закончился», – сказал он в комментарии uaprom.info. Похоже, с ним согласны и эксперты рынка. «Данное событие очень положительно для развития «XXI Века» и рынка в целом. В результате этой сделки компания резко уменьшает долговую нагрузку, а также получает дополнительный капитал для реализации проектов», – говорит директор инвестиционно-банковского департамента инвестиционной группы «Сократ» Владимир Клименко.
Директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский считает, что подобный шаг был вынужденным, но оправданным. «Это оживит компанию, которая фактически увядала из-за большой долговой загрузки, тогда как привлечь деньги с рынка капитала в девелопмент сегодня очень сложно. Поэтому пришлось искать такой нестандартный выход из ситуации», – отмечает он.
Изменение состава акционеров, как можно понять со слов Л. Парцхаладзе, не отразится на руководящем составе компании. В частности, он подтвердил, что остается и среди акционеров, и в совете директоров. «У нас есть еще определенные опции, поэтому мы очень заинтересованы в развитии компании», – отметил он. В то же время В. Клименко считает, что изменения в структуре акционеров повлияют и на финансовую политику компании, и на состав топ-менеджмента компании.
В то же время эксперты сходятся во мнении, что теперь «XXI Век» поменяет свою стратегию консервации и частично вернется к докризисной, в частности, будет достраивать флагманские объекты, такие как гостиница «Sofitel» на ул. Лютеранской в центре Киева. «Будут определены «тягловые лошадки» – проекты-победители, на которые хватит денег, которые нужно развивать в первую очередь и за счет которых будет создаваться денежный поток и загружать их долгами для строительства новых объектов. А через 1,5-2 года, когда рынки капитала будут более благоприятны, компания сможет привлечь новые деньги. Но идти в закупку земель и одновременное строительство значительного количества объектов уже не будет», – прогнозирует А. Пивоварский.
Такие предположения косвенно подтверждает и Л. Парцхаладзе, по словам которого в ближайший месяц будет проведен тендер на генподрядчика строительства «Sofitel», после чего сразу будут озвучены сроки его строительства. «Все будет по плану. Строится будем скоро», – уверяет он.
Реструктуризация долгов стала хорошим сигналом и для держателей ценных бумаг, котирующиеся в Лондоне. У них теперь появилась надежда, что акции не только прекратят падение, но и вырастут в цене.
Для рынка же такая сделка – положительный, но не флагманский знак. С одной стороны, в последнее время почти не производились инвестиции в украинский девелопмент, а эта операция может послужить хорошим примером. С другой же – это лишь единичный пример успешного решения проблемы, который вряд ли заставит работать весь рынок и вкладывать в него капитал.