Налог на депозиты: прибыль обложат убылью

Share

Проект Налогового кодекса предлагает обложить налогом депозиты физлиц, начиная с 2013 г. И хотя проект находится в состоянии перманентной доработки, банкиры почти не сомневаются, что налог будет введен. Для украинцев инициатива законодателей означает не только необходимость отдавать 5% депозитной прибыли государству, но и оплачивать банковские издержки на формирование отчетности для ГНАУ.


За все заплатит вкладчик


Чтобы ввести в Украине налог на доход от депозитов, нашим законодателям не нужно изобретать велосипед заново. «Налогообложение доходов от депозитных вкладов довольно широко распространено за рубежом. И мы не видим объективных причин, из-за которых такой налог не должен применяться в Украине. Вопросы могут возникнуть лишь по поводу его величины, а также способов администрирования», – объясняет аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Никита Михайличенко.


По оценке председателя правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука, налог на доходы от депозитов в большей степени характерен для экономик развивающихся стран, т. к. в развитых отчисления в бюджет, как правило, меньше. В нынешних же экономических условиях Д. Гриджук предлагает относиться к данной инициативе правительства с пониманием.


Пока что аппетиты налоговиков выглядят скромно. По информации главного экономиста отдела депозитных продуктов OTP Bank Вячеслава Фоменко, в большинстве стран, где успешно применяется подобная практика, размер налога превышает запланированные для Украины 5%. Именно такой частью своей прибыли от депозита каждому вкладчику придется поделиться с государством. «Как потребители, мы давно привыкли к тому, что любые изменения в налоговом законодательстве всегда оборачиваются включением дополнительных налогов в себестоимость товаров и услуг. И банковские депозиты не станут исключением. Так, введение 5%-го налога даст нагрузку на ставку по гривневым срочным вкладам в пределах 1%», – считает зампред правления, директор розничного дивизиона ПуАТ «СЕБ Банк» Виталий Воротников.


Так что с января 2013 г. каждому вкладчику придется вычислять самостоятельно, сколько же он получит «чистыми», ведь заявленная и эффективная (реальная) доходность вкладов будут отличаться. Например, разместив гривну под 20% годовых, можно будет рассчитывать на реальную прибыль в 19% (-5%).


Не исключено, что введение налога может вызвать волну акционной активности среди финучреждений. «Думаю, в PR-целях многие банки «возьмут налог на себя». К примеру, будут предлагать клиентам некий бонус к депозиту, позиционируемый как «компенсация за налог», – предполагает В. Фоменко.


Тем не менее, массово повышать заявленные ставки по стандартным вкладам операторы рынка не станут. «Налогообложение вряд ли повлияет на изменения стоимости депозитов, ведь банки взяли курс на снижение ставок», – объясняет В. Воротников. Аналитик ИК Dragon Capital Анастасия Туюкова, в свою очередь, считает, что для покрытия расходов на администрирование налогов банки могут ввести дополнительную комиссию, которая будет взиматься с вкладчиков.


Банковская тайна под вопросом


Пока в вопросах администрирования нового налога сохраняется много неясностей, участники рынка опасаются за сохранность института банковской тайны. Ведь обязав банки сдавать отчетность по новому налогу, фискальные органы могут «взять на контроль» информацию о вкладах физлиц. «Чтобы администрирование такого налога не нарушало банковскую тайну, нужно сделать финучреждения налоговыми агентами, которые будут автоматически удерживать налог при выплате процентов вкладчикам и подавать отчет в ГНА по депозитному портфелю в целом. Только в этом случае фискальные органы не получат доступ индивидуально к каждому счету, а вкладчики не будут обязаны отражать доходы от депозитов в налоговой декларации», – считает директор департамента правового обеспечения АО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий.


Правда, не все финучреждения желают брать на себя выполнение фискальных обязанностей. «Я считаю, что взимание данного налога не является функцией банка. Он может лишь обеспечить клиента всей необходимой информацией (предоставить выписки по счетам, проконсультировать о том, как заполнить документацию), чтобы вкладчики декларировали свои доходы самостоятельно», – считает В. Воротников.


Ожидают банкиры и существенного усложнения учета и администрирования депозитного портфеля. Так, по оценке А. Туюковой, передача информации в налоговые органы индивидуально по каждому вкладчику для банков выльется в значительные затраты, которые, в конечном счете, также могут лечь на плечи клиентов.


Исходящие последствия


Д. Гриджук считает, что облагать налогом доход от депозитов можно только после серьезной разъяснительной работы. Впрочем, как предполагают банкиры, до 2013 г. при условии экономической стабильности негативное отношение к новому налогу может сойти на нет само собой.


По мнению Н. Михайличенко, введение этого налога в среднесрочной перспективе не окажет существенного влияния на динамику депозитного портфеля банков. «Для операторов финансового рынка эту инициативу нельзя назвать позитивной, но умеренный размер налога не должен отпугнуть вкладчиков. За последние полгода банки снизили размер доходности депозитов на 20 – 50%. Несмотря на это, общий размер портфеля по банковской системе постоянно растет. Следовательно, потеря 5% дохода не спровоцирует отток средств», – считает В. Фоменко.


В то же время эксперты не исключают незначительного перетекания банковских вкладов в другие сферы капиталовложений. «Введение налога делает более привлекательными иные инвестиционные инструменты, прибыль от которых уже сегодня подлежит налогообложению. Так, дивиденды и инвестиционные доходы по операциям с акциями и облигациями облагаются по ставке в 15%, и пока остаются в менее выгодном положении по сравнению с депозитами. С депозитами уравниваются доходы от участия в институтах совместного инвестирования и операций с ипотечными сертификатами, для которых также предусмотрен налог в 5%, не говоря уже о процентах по долговым бумагам Минфина, вообще не включенным в состав налогооблагаемого дохода физлиц. Тем не менее, мы не ожидаем, что структура инвестиционного портфеля населения существенно поменяется. В ее общем объеме в краткосрочной перспективе по-прежнему будет преобладать доля депозитов», – предполагает А. Туюкова.


По мнению А. Ярецкого, отток ресурсов из банковской системы может произойти только в том случае, если неудачный механизм администрирования налога на доход от депозитов уничтожит институт банковской тайны. «Учитывая менталитет украинских вкладчиков, в особенности власть имущих, можно прогнозировать незначительный отток депозитов (не более 10%) во втором полугодии 2010 г. Тенденция будет компенсирована положительным притоком новых вкладов, поэтому для банковского рынка особых потрясений не произойдет. Выводится, в основном, будут средства крупных вкладчиков, которые не желают «светить» свои сбережения перед фискальными органами. Наверняка, именно этот аргумент 5 лет назад и стал решающим при обсуждении вопроса о введении моратория на данный налог», – объясняет В. Воротников. Примечательно, что и в настоящее время наиболее острая критика в адрес налоговой инициативы звучит именно из уст политиков, а не операторов финансового рынка.