Налоги не станут легче

Share

Правительство не сумело предложить современную систему администрирования налога на прибыль и НДС.


Одним из главных достижений своего проекта Налогового кодекса команда Николая Азарова считает существенное обновление бюджетообразующих налогов. Новые правила их администрирования и снижение ставок, как уверяет правительство, будут способствовать расширению инвестиционных возможностей отечественных предприятий. В действительности же Кабмин снова сработал в интересах бюджета, расширив базу обложения налогом на прибыль и НДС и искусственно сузив круг претендентов на возмещение


Прибыли станет больше


Проявляя заботу о бизнесе, разработчики проекта Налогового кодекса предложили уже со следующего года начать поэтапное снижение ставки налога на прибыль. Если документ будет принят, то уже со следующего года она составит 20% и будет ежегодно снижаться на 1% (в 2014 году предприятия будут уплачивать налог на прибыль по ставке 17%). В действительности же такое снижение оказалось чистейшей фикцией. «Сейчас налог на прибыль взимается по ставке 25%, которую предлагают уменьшить до 20%. Но одновременно еще 5% придется уплачивать в местные бюджеты: областной совет может устанавливать дополнительно 2% и еще 3% — городской, поселковый или районный совет. То есть суммарно по налогу на прибыль выходят те же 25%. Разница лишь в том, что часть его будет направляться в местные бюджеты», — говорит заместитель главы Федерации работодателей Украины руководитель группы по разработке Налогового кодекса Владимир Цыбульский.


В то же время проект кодекса сужает перечень трат, которые можно относить на валовые расходы, что автоматически увеличивает суммы, облагаемые налогом на прибыль. «Администрирование этого налога фактически возвращают к правилам, которые действовали до 1997 года, когда относить на затраты можно было только то, что прямо перечислено в законе. То есть ликвидируется действующее сейчас положение, по которому на валовые затраты могут относиться любые траты, связанные с ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика. По сути, предлагается ввести принцип нормирования: затраты будут приниматься не по факту, а по оговоренной в Налоговом кодексе норме. Так что предприятиям придется платить больше, поскольку расширяется база налогообложения», — констатирует старший партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Минин. Кроме того, в проекте прямо предусмотрено исключение возможности относить к валовым расходам некоторые расходы, являющиеся для предприятий значительными, например роялти уплачиваемых нерезидентам.


Не менее болезненной в нынешней ситуации может стать и другая норма проекта Налогового кодекса, по которой курсовые разницы по валютной задолженности будут признаваться только при ее фактическом погашении. Интересно, что подобным образом увеличить поступления в казну пыталось правительство Юлии Тимошенко. По подсчетам налоговой, в четвертом квартале 2008 года (в период значительных курсовых колебаний) на курсовые потери предприятия списали 39,5 млрд. грн. Из них на убытки по операциям купли-продажи инвалюты для обслуживания кредитов было отнесено около 25 млрд. грн., что существенно снизило поступления от налога на прибыль. Однако тогдашний президент Виктор Ющенко приостановил соответствующее правительственное постановление. А команда Николая Азарова, едва расположившись на Грушевского, помпезно отменила этот документ, как увеличивающий давление на бизнес. Теперь же, столкнувшись с той же проблемой, новое правительство решает ее методами предшественников.


Более того, Кабинет Министров намерен перекрыть одну из главных оптимизационных возможностей отечественного бизнеса — работу через офшоры. «Согласно правительственному проекту Налогового кодекса перечень офшоров будет утверждать не Кабмин, а налоговые гавани определят исходя из их системы налогообложения. А именно к таковым будут отнесены государства, в которых ставка налога на прибыль составляет менее 50% от ставки налога на прибыль. Правда, неясно, какую ставку считать — базовую или специальную — и попадет ли, например, в перечень этих стран Кипр», — говорит Александр Минин.


Одним из немногих позитивов может стать введение ускоренной амортизации для некоторых видов основных фондов предприятий. Что позволит компаниям, по подсчетам Кабмина, вдвое сократить минимальные сроки их использования, то есть активнее вкладывать средства в обновление производства. Но, во-первых, учет амортизации становится более обременительным. Поскольку вместо ныне существующих четырех амортизационных групп основных фондов их будет 16. Во-вторых, предприятия теперь будут уплачивать налог на прибыль раньше, потому что амортизацию можно будет начислять не с момента приобретения нового оборудования, а лишь после ввода нового объекта в эксплуатацию.


НДС останется проблемным


Одним из главных разочарований для предприятий станет глава Налогового кодекса, посвященная администрированию наиболее проблемного налога — НДС. Вместо задекларированного упрощения его взимания и введения более прозрачных процедур возмещения команда Николая Азарова лишь упростила работу налоговой по выполнению планов сбора НДС. Например, проект предоставляет фискалам право аннулировать регистрацию налогоплательщика, если в Едином государственном реестре юридических и физических лиц-предпринимателей появится запись об отсутствии такого лица по указанному им адресу или отсутствии подтверждения ведомостей о таком предприятии (такое подтверждение компании должны делать ежегодно, однако далеко не все соблюдают процедуру). Стоит сказать, что в последнее время налоговики довольно часто пользуются этой уловкой. Упомянутые записи могут появиться в реестре уже после того, как инспектор просто не застанет никого в офисе. В результате же предприятие не только лишается права на выписку налоговых накладных, но и должно признать условную продажу с уплатой НДС со своих активов и товаров. Разработчики кодекса и здесь не удержались от искушения искусственно расширить базу обложения НДС. При продаже она будет определяться исходя из контрактной стоимости товарной партии, но не меньше фактических затрат на ее приобретение или изготовление. Иными словами, если предприятию по каким-либо причинам нужно продать товар дешевле (необходимо срочно пополнить оборотные средства, реализовать партию, срок годности которой подходит к концу и пр.), НДС придется уплатить и с разницы между ценой продажи и предыдущей его покупки.


Весьма интересно проект решает и проблему возмещения НДС, которая в нынешнем году начала принимать угрожающие масштабы. По признанию руководства ГНАУ, по состоянию на 1 апреля бюджетная задолженность по возврату НДС достигла 28 млрд. грн. Проект кодекса предлагает оставить ныне действующее правило (право на налоговый кредит и возмещение возникает по факту предоплаты за товар или его поставке) только для экспортеров и предприятий, модернизирующих производство. Все остальные смогут претендовать на возмещения лишь спустя год после проведения соответствующей хозяйственной операции.


Стоит сказать, что право быть плательщиком НДС вообще будет оставлено лишь для крупных предприятий. С одной стороны, проект Налогового кодекса декларирует добровольную регистрацию, чем активно пользуются в том числе и эспэдэшники. Поскольку контрагенты неохотно сотрудничают с фирмами, не являющимися плательщиком НДС (в этом случае они теряют возможность формировать налоговый кредит по таким операциям). В то же время (если документ будет принят в нынешней редакции) налоговики смогут отказать в регистрации плательщиком НДС фирме, которая не удовлетворяет оговоренным в кодексе критериям, в частности относительно объема оборота. Так что если фискалы примутся усердно выполнять нормы кодекса, чтобы стать плательщиком НДС, необходимо будет показать годовой оборот не менее чем 300 тыс. грн.