Украинский нефтетранзит: скидки в обмен на объемы

Share

Подняв в начале текущего года ставку тарифа на прокачку нефти, «Укртранснафта» натолкнулась на симметричный ответ российских и казахстанских контрагентов, которые сократили объемы прокачки своей нефти по украинской территории. Новейшая транзитная альтернатива в виде поставок нефти венесуэльского происхождения в адрес белорусских НПЗ не внушает достаточного доверия. Так что, вероятнее всего, Украина пойдет навстречу российским пожеланиями и тариф на нефтепроводные услуги будет снижен в обмен на гарантии/обещания удвоения транзитных потоков на ближайшие 3 года.


Цифры осушения


В январе-апреле с.г. объемы транспортировки нефти отечественными предприятиями магистральных нефтепроводов сократились по сравнению с аналогичным периодом минувшего года сразу на 24% (до 10,3 млн. т). При этом сокращение коснулось только транзитной нефти (на 35% до 3,7 млн. т), а поставки для внутренних потребителей несколько выросли – украинские НПЗ потребили на 430 тыс. т больше прошлогоднего (+14%). Доля транзита при этом сократилась и составила 66,6% (по итогам 2009 г. – 75,5%). Наибольшее сокращение поставок пришлось на первые месяцы года. Начиная с марта поставки растут, существенно уступая при этом прошлогоднему графику в натуральном выражении.


Сокращение объемов прокачки коснулось как «Дружбы» (7 млн. т или -19%), так и «Приднепровских магистральных нефтепроводов» (3,3 млн. т или -33%). А объем загрузки морского нефтетерминала «Южный» в I квартале с.г. упал на 270% – до 0,98 млн. т.


Пессимизма этим цифрам добавляет и низкая база сравнения. «Укртранснафта» теряет объемы прокачки уже третий год подряд: В 2009 г. она сократилась на 6% (до 38,4 млн. т), в 2008 г. сокращение превысило 20% (прокачано 40,1 млн. т, из них 33 млн. т – транзитных).


Российско-казахстанский шантаж


В конце минувшего года контролируемая группой «Приват» государственная «Укртранснафта» в одностороннем порядке инициировала повышение тарифа на прокачку нефти по территории Украины на 30%.


Новые ставки «Укртранснафты»




















Направление транзита


Евро/тонна


Беларусь-Словакия


6,6


Беларусь- Венгрия


6,6


Беларусь- ЛПДС Броды


3,9


Беларусь-порт «Южный»


6,5


В ответ российская «Транснефть» выразила свое «удивление», вылившееся в зеркальное сокращение поставок нефти (до 15 млн. т). Как откровенно заявил по этому поводу глава российского оператора Николай Токарев «если с тарифами неаккуратно обращаться, то последствия наступают конкретные и сразу же…».


В свою очередь оператор отечественной нефтетранспортной системы «Укртранснафта» посчитала себя несправедливо обиженной и подала иск в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России к «Транснефти» с требованием возместить $7 млн. убытков в связи с несоблюдением условий действующего контракта в части объемов гарантированных поставок.


Казахи же вообще решили не платить по новому тарифу и с февраля с.г. перевели экспортные потоки в пользу Беларуси и Польши. При этом вполне имеют право на жизнь экспертные предположения об инициировании этой схемы менеджментом «Транснефти», предложившем «КазТрансОйлу» вполне конкурентоспособные условия нового маршрута с целью отсечения Украины от казахстанской нефти.


И хотя в ходе визита Виктора Януковича в Астану одним из основных предметов переговоров было как раз возобновление и наращивание казахстанского нефтетранзита, конкретных решений пока не принято. При этом во время заседания Совета глав правительств стран СНГ в Петербурге стороны ограничились договоренностями о продолжении консультаций в ходе скорого визита премьера Николая Азарова в Казахстан.


Продемонстрировав готовность игнорировать украинские маршруты, «Транснефть» решила одновременно административно надавить на несговорчивый «Приватовский» менеджмент «Укртранснафты» и выступила с инициативой урегулирования тарифной проблемы через механизм межправительственного соглашения.


Задача-максимум – закрепить право российского регулятора согласовывать ставку тарифа на прокачку нефти. Данное пожелание закреплено в обнародованном в СМИ российском проекте соответствующего межправсоглашения. Также россияне настаивают на формульном подходе к формированию транзитного тарифа при условии «совместной разработки и утверждения методики (механизма) расчета тарифов на услуги по транспортировке (транзиту) нефти…».


Согласно неофициальной информации, профильные министерства России и Украины уже разработали на основе вышеприведенных тезисов проект такого соглашения. РФ при этом гарантирует Украине ежегодные поставки в размере не менее 30 млн. т нефти (вдвое больше действующей сейчас цифры) на протяжении 3-х лет. Однако эти гарантии, несмотря на пожелания «Укртранснафты», не будут закреплены принципом «качай или плати». Ожидаемая же экономия для РФ в результате «формульного» удешевления транзита составит порядка 10-12 млн. евро ежегодно.


Венесуэльская квазиальтернатива


Формальные предпосылки не только для наращивания альтернативного нефтетранзита, но и для разворота «Одесса-Броды» в проектном направлении создали договоренности лидеров Венесуэлы Уго Чавеса и Белоруссии Александра Лукашенко о поставках южноамериканской нефти на белорусские НПЗ через Черное море. Эта договоренность стала ответом Минска на внедрение РФ пошлины на реэкспортируемые Беларусью российскую же нефть и изготовляемые из нее нефтепродукты (внутреннее нефтепотребление Беларуси остается беспошлинным). Объявлено о поставках до конца с.г. 4 млн. т венесуэльской нефти, с перспективой наращивания поставок до 10 млн. т в следующем году.


На сегодня ж/д транспортом из Одессы в Мозырь доставлена первая «экспериментальная» партия венесуэльской легкой нефти в 80 тыс. т (1 танкер), в июне ожидается следующая аналогичная поставка. При этом Лукашенко поручил правительству проработать с Киевом возможность использования для транзита не железную дорогу, а трубопроводный маршрут Одесса-Броды-Мозырь.


Украинская сторона ответила вежливой, но осторожной заинтересованностью. Что, в принципе, понятно, поскольку рассматривать поставки венесуэльской нефти в качестве серьезной альтернативы транзиту российской (или, в перспективе, каспийской) нефти не представляется возможным по целому комплексу причин как политического, так и экономического характера.


Во-первых, даже примерная рентабельность схемы остается скрытой по причине отсутствия данных о закупочной стоимости сырья. Во-вторых, даже в случае выгодности (сомнительной) таких поставок сам факт закупкой Беларусью «не российской» нефти является чисто политическим шагом. А в силу внутренней специфики Минска и Каракаса (зависимость внешнеэкономической политики от текущих приоритетов лидера государства) и их существенной финансовой и военно-политической зависимости от России никаких гарантий соблюдения вышеупомянутых договоренностей (тем более на длительную перспективу) просто нет. Соответственно, несогласованный с РФ аверсный разворот Одесса-Броды в расчете на прокачку венесуэльской нефти является нецелесообразным и бесперспективным.


Более того, де-факто «антироссийские» поставки венесуэльской нефти могут попасть под санкции США, вероятность которых и заблокировала, судя по всему, первоначально рассматриваемую Минском схему поставок венесуэльской нефти через более близкие балтийские порты.


Таким образом, в лучшем для венесуэло-украино-белорусской нефтяной дружбы случае может быть временно реализован лоббируемый «Приватом» вариант с реверсной прокачкой нефти от Одессы до Кременчуга (по уже отработанной для азербайджанской нефти схеме) по ветке Приднепровского нефтепровода с последующим «довозом» сырья железной дорогой, дополняемый возможностью эксперимента по переработке южноамериканской нефти на Кременчугском НПЗ.