Саммит в Копенгагене: Украина теряет деньги

Share

Саммит ООН в Копенгагене продемонстрировал рост противоречий между развитыми и развивающимся странами, которые по-разному видят свои обязанности по защите климата. Попытки достичь согласия в определении глобальной экологической стратегии пришлось перенести на 2010-й год, а тем временем одним из последствий саммита, негативных для Украины, стало снижение стоимости квоты на 8%.


По итогам саммита его участники так и не взяли на себя никаких конкретных количественных обязательств. В очередной раз констатирована необходимость сократить выбросы в окружающую среду до 2050 г. на 50% от уровня 1990 г., что позволит удержать повышение средней температуры не более чем на 2 градуса Цельсия в год.


Хотя юридически обязывающего соглашения в Копенгагене не принято, большинство крупных стран озвучили свои планы (или намерения) в сфере защиты климата. Так, США и Китай готовы к 2020 г. уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу на 14-17% по сравнению с 2005 г., страны ЕС – на 30%, Россия – на 20-25% по сравнению с 1990 г. До 1 февраля 2010 г. страны обязаны письменно подтвердить озвученные планы по сокращению выбросов.


При этом, в Копенгагене страны не смогли договориться, какой год считать базовым для определения обязательств по сокращению выбросов. Напомним, что США и Китай настаивают на 2005-м, странам бывшего СССР, включая Украину и Россию, отправной точкой выгодно установить 1990-й.


Между тем, по данным Европейского агентства по защите окружающей среды, сокращение выбросов на 25% от показателя 1990 г. соответствует сокращению на 35% от 2005 г.


Некоторый позитив от «свободного обмена мнениями» в Копенгагене получили развивающиеся страны. На саммите подписан договор, согласно которому ЕС, США и Япония до 2012 г. обязаны выплатить развивающимся странам $30 млрд. на адаптацию к изменению климата. Основную часть денег получат африканские государства и островные страны. Также развитые страны обязались сформировать адаптационный фонд Copenhagen Green Climate Fund объемом $100 млрд. до 2020 г. для реализации энергосберегающих проектов в развивающихся странах. Впрочем, по словам представителя делегации Коста-Рики, сумма эта явно недостаточна – развивающимся странам необходимо не менее $150 млрд.


Итак, все важные решения в сфере глобальной экологической политики переносятся на следующий год. На климатических конференциях в Бонне (середина 2010 г.) и в Мехико (ноябрь 2010 г.) страны попытаются утвердить новый экологический договор, который должен прийти на смену Киотскому, действие которого оканчивается в 2012 г. Временной фактор в этом случае имеет немалое значение, ведь в случае принятия нового экологического договора, на его ратификацию потребуется немалое время. Если новый договор еще не вступит в силу, а действие Киотского протокола уже прекратится, на переходный период действие последнего придется продлить.


Отметим, что это вполне устроило бы Украину – правда, при условии сохранения права на продажу квот. Высшие руководители страны саммит проигнорировали, а представительский уровень прибывшей делегации был недостаточно высок для того, чтобы о чем договариваться даже на неформальном уровне. В итоге, представители от Украины просто озвучили ранее известные предложения – сократить к 2020 г. выбросы в окружающую среду на 20% от уровня 1990 г. (фактически, это на 75% больше сегодняшних объемов).


Для Украины главным способом привлечения инвестиций для внедрения экологически чистых технологий в отечественной промышленности остается продажа квот. Пока у страны есть возможность продавать свои излишки, но в будущем эта «дверь может захлопнуться», так что следует поторопиться. Для упрощения их реализации 18 декабря Кабмин принял механизм, согласно которому, предприятие, которое нашло покупателя квот за рубежом, может рассчитывать, что государство в лице Нацагенства экономических инвестиций передаст инвестору оговоренный объем единиц установленного количества. После чего предприятие фактически бесплатно получит энергосберегающее оборудование или средства на его закупку. Модернизация, в свою очередь, позволит компании сократить эмиссию парниковых газов, квота на которые будут возвращены государству.