Новый энергодиалог ЕС-РФ: Украину оставляют на обочине

Share

После того, как Россия отказалась от Энергетической хартии, между Брюсселем и Москвой начинается диалог о новом энергетическом порядке на европейском континенте. В то же время Украина не только не участвует в этом процессе, но и не замечает его. Эксперты предупреждают, что это может завершиться тем, что «правила игры» выработают без официального Киева.


Сегодня Европейская энергетическая хартия находится в кризисе. Окончательный отказ Российской Федерации вынудил Евросоюз искать новые подходы к сотрудничеству с Москвой. «С юридической точки зрения Россия остается подписантом этого документа, но она приняла решение не ратифицировать сам договор Энергохартии. И сейчас это действительно проблема», – говорит Сергей Княжицкий, посол по особым поручениям МИД Украины по энергобезопасности.


Понятно, что построить энергетическую систему Европы без РФ невозможно. Именно поэтому, отмечают эксперты, в «Большой Европе» начался большой стратегический диалог относительно выработки новых правил игры. «К сожалению, Украина не принимает в нем участие, даже на экспертном уровне. Мы должны дать такой сигнал как Брюсселю, так и Москве, особенно в транзитной компоненте», – подчеркивает Александр Чалый, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, экс-замминистра иностранных дел.


В данном контексте стоит напомнить, что до сих пор не выработан и не утвержден транзитный протокол к Европейской энергетической хартии. Фактически, его блокируют как страны-потребители, так и страны-производители энергоресурсов. Поэтому в диалоге с ними транзитные страны проигрывают с точки зрения международного права и европейских регуляций.


По информации Княжицкого, «Газпром» недоволен тем, что Москва «завернула» энергохартию, и ищет возможность каким-то образом вернуть Россию к этому процессу. Ведь, в связи с кризисом и развитием ситуации в энергосекторе Европы на повестке дня стоят чрезвычайно масштабные вопросы.


Во-первых, будут ли долгосрочные контракты основой для поставок и потребления газа на европейском континенте. «Нас очень волнует этот вопрос, и мы очень внимательно следим за переговорным процессом», – подчеркнул uaprom.info представитель E.ON Ruhrgas. В этом году европейским странам и газовым компаниям грозят немалые штрафы за недобор топлива по принципу take or pay. В «черный список» попали итальянская ENI, немецкий E.ON, турецкая Botas, французские GDF Suez и Total. Общая сумма претензий составляет порядка $2,8 млрд.


Во-вторых, будет ли цена на газ определяться на базе нефтяной формулы, разработанной российским институтом. Собственно, этот вопрос встал еще в начале экономического кризиса и январской газовой войны между Украиной и Россией. Понятно, что нынешнее ценообразование в связи с низкими котировками нефтепродуктов не должно удовлетворять Москву. В то же время и ЕС стремится сделать механизм более простым и прозрачным.


В этом контексте можно предполагать, что если формульный подход сохраниться, то будет пересматриваться его переменная компонента: цена нефти, мазута и газойля. Характерно, что даже в Украине происходят такие «подвижки». 27 ноября предправления НАК «Нафтогаз» Олег Дубина заявил, что формула в газовых контрактах подлежит обсуждению и корректировке для оптимизации цены на газ для Украины.


В-третьих, какой будет структура потребления энергоносителей в контексте политики ЕС по сокращению выбросов в атмосферу. Напомним, что Брюссель запланировал к 2020 г. снизить выбросы на 20%. И в этой связи европейцам предстоит решать дилемму между уменьшением потребления газа и тем, что он является наиболее экологичным видом топлива, благодаря чему можно сокращать выбросы.


Чтобы хоть как-то реагировать на российско-европейский диалог, Украине стоит хотя бы реанимировать инициативу по созданию единого транзитного пространства от Балтики и Черного моря до Каспийского моря. «Мы должны сказать Брюсселю и Москве: если вы не включаете нас в свой диалог по новому энергетическому порядку в Европе, тогда мы начинаем свою игру, как серьезная транзитная страна, с другими транзитными странами и отрабатываем наше видение транзитной политики в Европе», – говорит А.Чалый.


И делать это необходимо еще «на вчера». Ведь, если допустить, что в среднесрочной перспективе потребление газа в ЕС останется на текущем уровне, то РФ не планирует увеличивать выпуск газа в следующие 10 лет. Более того, в этот же период не предполагается существенных инвестиций в газовую отрасль, в том числе и покупку среднеазиатского газа. В то же время Россия намерена вкладывать в двукратное увеличение транзитных мощностей.


Учитывая эти тенденции, не исключен вариант утраты Украиной своего транзитного потенциала, из-за чего Киеву придется подстраиваться под политику «Большой Европы», а не только ЕС или РФ. Более того, Украина будет ощущать более сильное давление со стороны Евросоюза в вопросе реформирования отечественного нефтегазого сектора, особенно в плане выделения «Укртрансгаза» из «Нафтогаза».


18 декабря Украина ожидает подписание с ЕС договора про единое экономическое сообщество. Это судьбоносное заседание для Киева должно во многом определить совместные действия в газовой отрасли на континенте. Правда это мероприятие носит больше политический, нежели экономический характер.