Спасаясь от доминирования российских компаний на отечественном рынке нефтепродуктов, Украина попала в полную зависимость от «бензиновых настроений» одного человека. С двойным гражданством.
Украина с начала нынешнего века строит национальную вертикально-интегрированную нефтяную компанию, которая позволила бы стране снизить влияние российских энергоресурсов. Существует много проектов, приказов и указов. Правда, дальше слов «созидатели» не продвинулись. Это если говорить о государстве. Но с помощью активов этого самого государства ВИНК построила частная компания. Для обслуживания своих, частных интересов. Которые уже сказываются не только на цене бензина в стране, но и на зарплатах и пенсиях украинцев.
В конце прошлой недели компания «Укртатнафта», которая контролирует Кременчугский НПЗ, сообщила, что совместного украино-татарского предприятия на базе этого завода больше не существует. Пятнадцать лет истории этого «детища Кучмы», призванного насытить отечественных рынок нефтепродуктами, перечеркнули украинские суды. Они смогли доказать, что акционеры российской «Татнефти» и правительства Татарии не выполнили условия договора о создании СП – не внесли обещанные активы. Вместо анонсированных месторождений Казань предоставила украинскому заводу деньги. И нефть. И даже тот факт, что ранее на этот «вклад» согласились украинские акционеры предприятия, на решение суда не повлиял. Таким образом, судьи решили – два татарских пакета (28,8% и 8,6%, соответственно) должны быть возвращены Украине.
Правда, рассчитывать на выгоду для государства от такого «камбэка» не приходиться. Ведь еще осенью 2007 года «Укртатнафта» попала под контроль бизнес-группы «Приват». На тот момент в собственности днепропетровских бизнесменов было около 1% акций. Но более весомой оказалась поддержка экс-министра топлива и энергетики Юрия Бойко. Который и помог «приватовцам» «усадить» свой менеджмент.
Правда, обидевшиеся татары сразу прекратили поставлять нефть. А оставшегося после их ухода сырья надолго не хватило. Кремль встал на поддержку своих – и Кременчугский НПЗ остался без российской нефти.
Аукционы вымывания бюджетных средств
И тут государство в очередной раз пришло на помощь отечественному бизнесу. Правда, у этого же государства никто разрешения на эту «помощь» просить и не собирался. Ведь под контролем днепропетровских бизнесменов уже несколько лет находиться еще одна государственная компания, «Укрнафта», которая является основным добытчиком «черного золота» в Украине. Тот факт, что контрольный пакет акций компании находится в собственности государства, никоим образом не отражается на политике «Укрнафты». Она полностью подчинена интересам «Привата». Поставляла нефть на его заводы на Западной Украине – «Нефтехимик Прикарпатье» и НПК «Галичина». Скупала за бюджетные деньги у днепропетровских бизнесменов сомнительного качества АЗС. Поддерживала частные интересы на рынке розничных продаж.
Теперь же было решено, что украинская нефть «Укрнафты» должна пойти на Кременчугский НПЗ. Правда, возникла небольшая преграда: госбюджет предусматривал продажу государственной нефти на аукционах. Выход нашли быстро: участвовать в этих самых аукционах на УМВБ смогли только свои компании. Попытки «чужаков» прикупить украинской нефти заканчивались провалом – их или не допускали к участию в торгах, или торги признавались несостоявшимися.
Нужные же компании покапали нефть раз в пять дешевле, чем она стоила на рынке. Например, в августе текущего года цена украинской нефти составляла на аукционе около 20 долларов. А ввозимая российская – 80. Мировая – еще дороже. При этом качество украинской нефти намного выше сибирского «Юралз».
Потери от такой торговли государственной компании «Укрнафта» для госбюджета, по оценкам экспертов, только за 2009 г. составят около 8 млрд. грн. Сама же «Укрнафта» показала за три квартала этого года убыток в 214 млн. грн. Все попытки Минэкономики изменить схему пока оказались неудачными.
Правда, такая дешевизна нефти не сильно сказалась на заправках «Укртатнафты». Да, цены были там ниже на 20-40 копеек чем у конкурентов, но, по оценкам экспертов, должны были отличаться на пару-тройку гривен. Это если заботиться об автомобилистах. Но дешевый бензин в этой истории играл чуть другую роль – помогал выдавливать с рынка конкурентов.
«Укртатнафта» превращается в «УкрПриватНафту»
Украинской нефти для такого завода как Кременчугский НПЗ недостаточно. Поэтому, поиски нефти за рубежом не прекращались. То объявляли о поставках из Ирака, то Казахстана. В начале осени компания «Укртатнафта» заявила о подписание долгосрочных контрактов на поставку азербайджанской нефти. Затем оказалось, что закупки шли на спотовом рынке. С хорошей «премией» в виде высокой цены.
Но такая ситуация позволяет компании и ее владельцам еще раз попиариться на «национальных интересах». Дескать, прорвали российскую энергетическую блокаду. Под эти «национальные» лозунги провели даже показательное отключение Одесского НПЗ от нефти. Получили восторженные отзывы от правительства и Секретариата Президента.
Правда, зачем заводу такая дорогая азербайджанская нефть – вопрос. Бензин из нее получается неконкурентным на рынке. Даже если его разбавить «аукционной» украинской нефтью.
Не исключено, что в отсутствии долгосрочных контрактов заинтересованы и сами «приватовцы». Которые на использование азербайджанской нефти и не рассчитывают. Слишком дорогая. И будет такой и дальше. Если конечно, Украина вообще сможет покупать эту нефть, учитывая планы Баку по покупке НПЗ в Европе.
Каспийское сырье пока необходимо для «корректировки» финансовых показателей компании. Ведь суды уже отобрали у татар их акции. И скоро они будут выставлены на продажу. Предприятию срочно нужны оборотные средства. А чем хуже его экономическое положение – тем «привлекательнее» будет цена этих акций. Бояться того, что могут появиться конкуренты на покупку не стоит. Показательно этим летом с торгов вылетел НАК «Нафтогаз Украины», когда заявил о готовности купить «оффшорные» 18% завода.
Беняфициар
На сегодняшний день «Приват» контролирует перевалку нефти, ее транспортировку и переработку с дальнейшей продажей в рознице. Такой себя ВИНК.
Под контролем ФПГ находиться около 30% АЗС страны. В ее руках «диспетчерский пульт» от отечественных нефтепроводов. Как и судьба нефтепровода «Одесса-Броды». Четыре из пяти морских перевалочных нефтетерминала тоже контролируется ими. Руководство трех из пяти НПЗ страны назначается одним человеком. Правда, число подконтрольных заводов может увеличиться – уж очень привлекательным активом для днепропетровцев выглядит «Одесский НПЗ». Поэтому, считать исчерпанным конфликт с отключением-включением нефти заводу еще рано. Пока правительство и Секретариат Президента называют проблемы россиян в Одессе «национальным интересом». Но уже в скором времени Юг Украины получит нового сильного игрока в переработке и рознице.
Таким образом, спасаясь от доминирования российских компаний на отечественном рынке нефтепродуктов, Украина попала в полную зависимость от «бензиновых настроений» одной частной компании. А даже правильнее сказать – одного человека.