Смена власти в Украине и заявления победителей о необходимости реприватизировать ряд крупных предприятий ГМК дали основания отдельным аналитикам прогнозировать перепродажу объектов, входящих в ассоциацию «Укррудпром». Однако, перераспределение собственности в этом секторе вряд ли пойдет по пути возвращения предприятий в госсобственность и последующего проведения нового конкурса.
Напомним, что вопрос о приватизации предприятий, входивших в государственную акционерную компанию «Укррурдпром», подымался несколько раз и вызывал горячие споры, как среди народных депутатов, так и в рядах представителей бизнеса.
В канун президентской избирательной кампании, 9 апреля 2004 г., народные избранники приняли специальный закон «Об особенностях приватизации предприятий «Укррудпрома». Документ положил конец спорам о том, как проводить продажу по частям или целым пакетом.
Согласно положениям закона, приватизации подлежали 25,1% акций ГОКа «Сухая Балка», 25,78% акций Южного ГОКа, 50%+1 акция Северного ГОКа, 50%+1 акция Центрального ГОКа, около 38% акций Ингулецкого ГОКа, 93,07% акций Криворожского железорудного комбината. Кроме того, на продажу были выставлены 90,57% акций Докучаевского флюсодоламитного комбината, 89,92% акций Новотроицкого рудоуправления, 93,83% Балаклавского рудоуправления и 93,16% акций ППП «Кривбасвзрывпром».
Как говорилось в законе, приватизация проводилась с целью не допустить внутренние корпоративные противоречия и конфликты на предприятиях «Укррудпрома», для повышения конкурентно способности предприятий объединения на внешних рынках и развития металлургической отрасли Украины в целом.
Обязательными условиями приватизации стали запрет на перепрофилирование предприятий в течении 5 лет, содержание объектов соцкультбыта, осуществление комплекса мероприятий по сохранению технологической целостности производства, реализация мероприятий по недопущению банкротства, своевременные отчисления в бюджет, экологические обязательства.
Закон вводил мораторий сроком на 5 лет на введение процедуры распоряжения имуществом и применение принудительной реализации имущества. Принципиальным пунктом принятого закона было предоставление первоочередного права на покупку акций тому инвестору, который уже владеет пакетом акций этого предприятия «Укррудпрома» в размере не менее 25% уставного фонда.
После принятия закона, крупнейшие объекты объединения, которое являлось производителем 69% железорудной продукции и около 80% флюсов и известняков в Украине, были проданы Фондом госимущества в течение одного дня. Свою долю «пирога «Укрудпром» получили почти все влиятельные ФПГ Украины и даже иностранный инвестор.
Акции ЦГОКа за 106 млн. грн. купила донецкая System Capital Management, а контролируемая SCM компания «Артаник» (Киев) купила акции СевГОКа за 208 млн. грн. Фонд госимущества признал SCM победителем конкурсов по продаже Новотроицкого рудоуправления, Докучаевского флюсо-доломитного комбината и производственно-промышленного предприятия «Кривбассвзрывпром». Российская «Смарт-групп» стала владельцем акций ИнГОКа, заплатив за них 163 млн. грн. Группе «Приват», посредством ООО «Солайм», за 18 млн. грн. отошли акции ОАО «Сухая Балка».
Успехи группы «Приват» на этом фоне могут показаться не настолько значительными, как можно было бы ожидать, однако, именно нахождение предприятий прежнего объединения в собственности разных компаний и ФПГ дают основания предполагать, что реприватизация «Укррудпрома» будет проблематичной.
Как неоднократно заявлял директор Международного института приватизации, собственности и инвестиций, глава комиссии по вопросам приватизации в ВР прошлого созыва Александр Рябченко, в настоящий момент в отечественном законодательстве нет механизма, позволяющего провести реприватизацию предприятий. В случае расторжения договора купли-продажи, объект будет возвращен государству, инвестор же получит назад свои деньги.
Реализовывать такую процедуру, после получения соответствующих судебных решений, новому руководству страны будет хлопотно и не совсем целесообразно. Даже, учитывая широко известные интересы нынешнего и.о. премьер-министра Юлии Тимошенко к отдельным криворожским ГОКам, маловероятно, что новое руководство страны предпочтет начать работу с финансовых «разборок», отложив принципиально важные для государства вопросы на второй план.
Можно предположить, что с целью продемонстрировать выполнение предвыборных обещаний и получить дополнительные средства в бюджет, правительство при поддержке парламента разработает и реализует механизм реприватизации крупнейшего меткомбината страны «Криворожсталь». Аналогичные действия в отношении объектов «второго плана» стали бы тактической ошибкой новой власти.
К умеренности в вопросах национализации уже призвала украинских лидеров спикер Грузии Нина Бурджанадзе. «Вам решать, как и что делать, но, думаю, если вы сейчас начнете обвальным путем национализировать уже приобретенную собственность или отнимать ее у тех, кто получал ее не очень законными способами, может разразиться война», – прокомментировала ситуацию украинским журналистам Н.Бурджанадзе. «Необходимо создать условия, при которых просто невозможны любые противозаконные действия», — добавила она.
В то же время, политика умеренности не обязательно будет означать отказ от передела собственности. Не стоит забывать, что желание «получить свое» может возникнуть у группы «Приват», которую, по информации СМИ, в момент масштабной приватизации в Днепропетровской области несколько потеснили региональные власти, отдав предпочтение донецкому бизнесу.
Осенью в предвыборной борьбе «Приват» поддержал нынешнего Президента и его сторонников, поэтому возможные пожелания получить дивиденды будут вполне закономерны. Другое дело, что «перетягивание одеяла» на себя может скорее произойти без публичных заявлений о реприватизации, принятия отдельных законов и несколько позднее, при неформальной поддержке или игнорировании происходящего со стороны властей. Кроме того, существует мнение, что большое влияние в ассоциации «Укррудпром», созданной после приватизационной распродажи, де-факто имеет именно эта ФПГ.
Пока же владельцы предприятий «Укррудпрома» демонстрируют уверенность в будущем своей собственности. В 2005 г. горно-обогатительные комбинаты Криворожья планируют инвестиции в основной капитал в размере 1,5 млрд. грн. Эта сумма почти на 500 млн. грн. больше, чем за предыдущие четыре года.
Основные средства намерены направить на модернизацию и техперевооружение. Так, ЮГОК предполагает начать строительство нового хвостохранилища. ИнГОК в 2005 г. планирует направить 50% средств, вырученных от продажи именных акций на 181 млн. грн, на реализацию программы по обновлению и модернизации оборудования, 35% – на реконструкцию транспортной технологической схемы, 15% – на строительство нового шламохранилища.
ЦГОК расширяет объемы вскрышных работ, добычу ЖРС из шламовых песков, приступил к реанимации закрытых в предыдущие годы подземных шахт, на что предусматривается направить значительные инвестиции. СевГОК в 2005 г. основной объем капиталовложений направит на строительство, реконструкцию и техперевооружение объектов, связанных с добычей, доставкой и переработкой сырой железной руды. Ситуация на других предприятиях бывшей государственной акционерной компании так же не дает оснований предположить, что тут ожидают реприватизацию.