Рынок марганца: «Приват» пересидит кризис в Африке

Share

С приобретением сырьевых активов в Африке и Австралии Г.Боголюбов и И.Коломойский существенно укрепили свои позиции на рынках марганцевых сплавов. Хотя создание доминирующего в мировом масштабе глобального холдинга пришлось отложить из-за кризиса, который принес обвал цен на руду и ферросплавы, украинские бизнесмены ищут новые объекты для поглощения.


Ферросплавы


Суммарное производство марганцевых ферросплавов украинскими феррозаводами составляет в настоящее время около 10% от общемирового, а с учетом зарубежных активов, принадлежащих совладельцам «Приватбанка», достигает и 15%.


По данным международного Института Марганца, в 2008 г. глобальное производство марганцевых сплавов составило 13,623 млн. т, что выше на 2,4% показателей 2007 г. Потребление в минувшем году оценивалось на уровне 13,475 млн. т (на уровне 2007 г.).


В текущем году ожидается снижение уровней производства и потребления ферросплавов на 30% – до 9,5 млн. т и 9,6 млн. т соответственно.


Напомним, что соакционерам «Привата», помимо украинских НЗФ, ЗЗФ и СЗФ, принадлежат также рудодобывающие предприятия и феррозаводы в Грузии, России, Румынии, США, Гане и Австралии.


Зарубежные ферроактивы Г.Боголюбова и И.Коломойского:

















































Предприятие


Страна


Мощность


Профиль


Алапаевский МЗ


Россия


36 тыс. т


ферромарганец


SC Feral SRL


Румыния


250 тыс. т


силикомарганец, ферромарганец, феррохром


Stalmag


Польша


72 тыс. т


ферромарганец


Felman Production


США


90 тыс. т


силикомарганец


Zestafoni ferroalloy plant


Грузия


150 тыс. т


силикомарганец, ферромарганец


«Чиатурмарганец»


Грузия


1,1 млн. т


марг. руда


Nsuta Gold Mining/ Ghana Manganese


Гана


1 млн. т


марг. руда


Consolidated Minerals


Австралия


1 млн. т


марг. руда


Источник: данные компаний


В настоящее время зарубежные активы группы «Приват» работают на 50-75% мощности. Так, Зестафонский феррозавод, который как и «Чиатурмарганец», входит в состав компании «Грузинский марганец», сейчас работает с загрузкой 50%. В 2008 г. компания продала свыше 100 тыс. т ферросплавов, основной потребитель – Турция.


Жесткую стратегию реализует «Приват» на рынке США. Когда в 2006 г. днепропетровские бизнесмены приобрели у компании Highlanders Alloys обанкротившийся завод по производству силикомарганца в Нью-Хэйвене, Западная Виргиния, наблюдатели предполагали, что «Приват» станет одним из ведущих игроков рынка США. Однако за последующие 3 года завод так и не заработал в полную мощность, а украинская компания показала, что ее политика заключается не в увеличении рыночной доли, а в повышении нормы прибыли.


Покупка обошлась «Приват» всего в $20 млн., еще $12 млн. компания обязалась выделить на реконструкцию завода, в т. ч., на экологические программы. Прежде всего, производство было переориентировано с производства ферросилиция на выпуск более дорогого силикомарганца.


Три печи Felman Production позволяют ему выпускать 120 тыс. т в год, однако в 2007-2008 гг. завод работал преимущественно двумя печами, за год производя не более 50-75 тыс. т.


Трейдеры уверены, что «Привату» не выгодно запускать работу завода на полную мощность, чтобы не спровоцировать снижение цен на силикомарганец в США. Кроме того, на американский рынок стал поступать украинский силикомарганец, которые благодаря производственной кооперации получил возможность обойти действующую в США антидемпинговые пошлины в размере 163%.


Алапаевский металлургический завод в России остановлен еще с середины 2005 г. – в Украине производство ферромарганца в электропечах дешевле, чем в домнах Алапаевского МЗ, даже с учетом снабжения его украинской рудой. «Приват» интересует не собственно ферропроизводство в РФ, а емкий российский рынок, на котором украинские поставки ферромарганца традиционно занимают весомые позиции. По данным российской прессы, правительство Свердловской области ведет переговоры с Новолипецким МК, который может выступить инвестором простаивающего завода. Однако договорится о стоимости сделки не удается, поскольку представители «Привата», очевидно, морально не готовы продавать актив по текущим «кризисным» ценам.


Сейчас на рынке РФ нет дефицита ферромарганца, хотя стоит также Косогорский МЗ, а еще один производитель, Саткинский чугуноплавильный завод, работает вполовину мощности. Цены на ферромарганец с начала кризиса упали вдвое – до $1350 за т, и запуск дополнительных мощностей на фоне остающегося низким спроса, может привести к новому снижению цен. Потребление почти на 50% удовлетворяется за счет импорта, в т.ч., за первое полугодие поставки этой продукции из Украины составили 20 тыс. т.


Что касается заводов в Румынии (Feral) и Польше (STALMAG), то о производственно-финансовых результатах деятельности этих предприятий информации нет.


Лидеры мирового ферропроизводства:
























компания


Пр-во марг. ферросплавов в 2008 г., тыс. т


К 2007 г.


НЗФ + ЗЗФ + СЗФ


1 419


– 21,5%


Eramet SA


708


-7%


BHP Billiton


700



Vale


475


-12,4%


Источник: данные компаний


Руда


Стоимость марганцевой руды с начала кризиса упала втрое – с пиковых значений $14-16/т в 3-м квартале 2008 г. до $4-6/т в 1-м квартале 2009 г. Однако потенциал этого сырья остается очень высоким, уже через год руда снова будет востребована, и цены вернутся к докризисным уровням.


В 2008 г. суммарное производство руды зарубежными активами группы «Приват» (ConsMin + Nsuta Gold + «Чиатурмарганец»), оценочно, составило около 2,5 млн. т. С учетом добычи на украинских ГОКах (2 млн. т) общий объем добытой руды составил 4,5 млн. т. Таким образом, доля «приватовского» марганца составляет около 28% от общемирового производства, которое в 2008 г. выросло на 12,5%, достигнув уровня 14,4 млн. т.


На сегодня по объему добычи марганца активы совладельцев «Приватбанка» уступают только транснациональной компании BHP Billiton (в 2008 г. – 6 млн. т руды), опережая французскую группу Eramet (3,25 млн. т), казахскую ENRC (2,3 млн. т) и Vale (1,4 млн. т).


В этой статистике не учтены производственные данные австралийской OM Holdings, за контроль над которой Боголюбов вел борьбу в начале 2009 г. Тогда компании Stratford, представляющей интересы украинского бизнесмена, не удалось нарастить свою долю в OMH до 25% и занять треть мест в правлении. Столкнувшись с консолидированным сопротивлением действующих акционеров, Боголюбову пришлось удовлетвориться всего 12% акций OM Holdings. Однако борьба не окончена, и о планах укрепления позиций в OMH свидетельствуют последующие шаги украинского ферробарона. По оценкам австралийских экспертов, Боголюбов способен найти методы для взлома защиты нынешних акционеров, вопрос только в деньгах.


Напомним, что основным активом OMH является месторождение Bootu Creek с мощностями 700 тыс. т руды в год. В 2008 г. добыча составила почти 700 тыс. т, а в текущем году, с учетом кризиса, руды будет выдано около 550 тыс. т.


OM Holdings представляет интерес не только сам по себе, как последний независимый производитель руды в Австралии с потенциалом расширения производства до 850 тыс. т в год.


Вчера OMH заявила, что заключила соглашение о приобретении контрольного пакета акций проекта Tshipi e Ntle Manganese Mining в Южной Африке. Ресурсы этого месторождения оцениваются в 270 млн. т руды, из которых 160 млн. т подлежат открытой добыче. OMH купит 49,9% проекта у группы акционеров, среди которых и компания Pallinghurst, которая в 2007 г. проиграла Palmary Боголюбова борьбу за приобретение Consolidated Minerals. Еще 10% акций Tshipi OMH получит благодаря покупке 20% доли в группе Ntsimbintle Mining, которая в настоящее время владеет 50,1% месторождения. Таким образом, за $294 млн. OMH получит около 60,1% акций крупного южноафриканского месторождения, разработка которого позволит компаниии резко нарастить добычу и выдвинуться в число ведущих продуцентов руды не только в Австралии, но и в мире.


На Tshipi e Ntle Manganese Mining уже через год может начать работу рудник, который будет производить ежегодно 2,2-2,3 млн. т руды со средним содержанием золота 37% Mn.


В последние годы бассейн Калахари, где сосредоточены богатейшие залежи марганца, переживает нашествие инвесторов – здесь уже анонсировали свои проекты по разработке руды ArcelorMittal (проект Kalahari Manganese) и United Manganese of Kalahari, представляющая интересы Виктора Вексельберга.


Короче, для Г. Боголюбова и компании укрепление позиций в OM Holdings важно вдвойне, поскольку вход в суперперспективный африканский проект Tshipi позволит украинским бизнесменам усилить свое влияние на мировом рынке марганца. Пока это влияние все еще не формализовано – международный холдинг, который объединил бы зарубежные активы по добыче и переработке марганцевых руд, так и не создан. Создание глобальной компании требует другого уровня публичности, к чему Боголюбов и Коломойский, возможно, пока не готовы, к тому же сейчас не лучшее сейчас время для выхода на мировые биржи.