Фонд госимущества Украины пожалел олигархов

Share

Воспользовавшись кризисом и уже имеющимся прецедентом, Вадим Новинский, владелец «Смарт групп», и Олег Дерипаска, главный бенефициар Rusal, добились от ФГИ смягчения ряда инвестобязательств, взятых при покупке украинских металлургических активов. В то же время, к российским собственниками отечественных предприятий остается ряд серьезных претензий, урегулирование которых пока отложено до «лучших времен».


В июле 2009 г. Фонд госимущества разрешил «Смарт групп» (владеет Балаклавским рудоуправлением), и компании Rusal (Запорожский алюминиевый комбинат, Николаевский глиноземный завод) перенести сроки выполнения обязательств по приросту мощностей и техническому перевооружению указанных предприятий.


ФГИ согласился на отсрочку по увеличению мощностей (НГЗ), проведению модернизации (ЗАлК) и переносе мощностей (БРУ), сохранив без изменений в договорах купли-продажи пункты, регулирующие инвестиции в социальную сферу и экологические мероприятия.


До этого, в мае, аналогичные изменения были внесены в договор купли-продажи ArcelorMittal Кривой Рог, что стало первым прецедентом «антикризисной коррекции» инвестобязательств. АМКР и ФГИ сравнительно быстро урегулировали спорные вопросы, чему поспособствовали добрые отношения между стальным магнатом Лакшми Митталом и украинским премьером Юлией Тимошенко.


Переговоры по БРУ, а в особенности по ЗАлК и НГЗ были более сложными, разногласий было больше, и потребовалась концентрация лоббистских усилий собственников этих предприятий, чтобы убедить ФГИ пойти им навстречу.


Основная причина, здесь, очевидно, в том, что российские владельцы ЗАлК и НГЗ длительное время, прикрываясь формальными причинами, уклонялись от выполнения своих инвестобязательств, взятых на себя при приобретении этих активов. ФГИ длительное время вел судебные разбирательства с инвесторами этих заводов, однако до сих пор так и не сумел добиться выполнения их своевременно и в полном объеме.


Нынешний «либерализм» ФГИ не означает полного снятия претензий к россиянам. Отсрочка по выполнению ряда инвестобязательств предприятий обоснована их действительно сложным положением в связи с финансово-экономическим кризисом. У Фонда не было оснований отказать ЗАлКу и НГЗ в том же, в чем раньше он пошел навстречу АМКР.


В то же время, спорные вопросы между ФГИ и инвесторами не исчерпаны, часть их просто перенесена на «послекризисное» время. Полное их урегулирование будет зависеть не от позиции Фонда, а от позиции правительства и общего контекста украино-российских отношений.


В целом, урегулирование спорных вопросов между ФГИ и владельцами приватизированных предприятия во внесудебном порядке, путем переговоров, является безусловным позитивом. Как показывает практика, шансы на возврат госсобственность активов, обязательства по которым не выполнены, невысоки. Более конструктивным подходом, особенно в нынешних кризисных условиях, остается конструктивный, выгодный для обеих сторон диалог. При этом Фонд имеет все возможности не допустить отказа от выполнения собственниками важнейших инвестобязательств, прежде всего, в социальной сфере.


В настоящее время в ФГИ находится еще несколько обращений об изменении условий договоров в связи с кризисом.


Запорожский алюминиевый комбинат


Из-за падения спроса и цен на алюминий, производство ЗАлКа с конца прошлого года существенно снизилось. Стоимость тонны алюминия за год упала практически в 2,8 раза. Так, если в августе 2008 г. стоимость тонны алюминия на Лондонской бирже составляла $5,43 тыс./т., то в августе этого года – $1,9 тыс./т.


В июле 2009 г. ФГИ подписал с компанией Rusal меморандум о сотрудничестве, который в частности, предусматривает общие действия Фонда и компании по прекращению всех судебных дел, ранее блокировавших выполнение инвестобязательств. Судебные иски подавались миноритариями ЗАлКа в интересах российских собственников.


Кроме того, в меморандуме зафиксирована поддержка введения для ЗАлКа дифференцированного тарифа на электроэнергию и переориентацию инвестиций на внедрение энергосберегающих технологий. Тариф на электроэнергию, по данным пресс-службы предприятия, в ноябре 2008 г. составлял 48% от себестоимости продукции. И если в европейских странах его цена была на уровне $0,04-0,05/кВт•час, то в Украине – $0,087/кВт•час.


В то же время, причина низкой рентабельности производства на ЗалКе не только (или не столько) в высоких энерготарифах, но и в устаревшем энергозатратном оборудовании.


В ФГИ считают, что компания могла провести техническую модернизацию в период 2005-2007 гг., когда рынок был на подъеме, и рентабельность производства была сравнительно высокой.


Отметим также, что с начала года число работников на комбинате сократилось вдвое, а в перспективе увольнение еще трети. Данное обстоятельство дает ФГИ новые основания для разрыва договора купли-продажи в связи с невыполнением собственниками своих обязательств.


Николаевский глиноземный завод


Руководство Rusal обещало еще в 1999 г. построить новый алюминиевый завод, во многом благодаря этому и став владельцем НГЗ. Но в 2004 г. собственники завода убедили ФГИ в нецелесообразности его строительства, предложив вместо этого к 2010 г. расширить мощности уже действующего предприятия с 1,3 до 1,6 млн. т. в год. Фонд пошел навстречу, зафиксировав изменение инвестобязательств в новой версии договора купли-продажи.


Сейчас, когда приближается время отчитываться об их выполнении, представители Rusal уговорили ФГИ отсрочить расширение мощностей завода еще на 2 года. В нынешней ситуации, поддерживая неполную мощность, завод и так частично работает на склад.


По оценке Минпромполитики, стоимость расширения производства обойдется в $20-25 млн. К слову, чистая прибыль НГЗ в 2007 г. составила $25,2 млн. (чистый доход – $384,3 млн.)


Балаклавское рудное управление


БРУ должно было еще в 2008 г. перенести свои производственные мощности из Балаклавской бухты на Караньское плато и взять на себя расходы по экологическому оздоровлению бухты. Общая стоимость работ по перемещению мощностей фабрики оценивается владельцами в 135 млн. грн.


Но сроки проведения этих работ несколько раз переносились из-за сложностей с выделением 19 га под разработку месторождения известняка на Караньском плато. В июле ФГИ поддержал просьбу представителей компании об отсрочке выполнения этих работ до 2014 г. Такой срок является реальным для переноса дробильно-обогатительной фабрики (ДОФ).


На время переноса Балаклавской ДОФ из бухты, активизируется работа Кадыковской ДОФ, реконструкция которой уже начата, и налажены поставки сырья с Псилерахского карьера. Только после реализации этих двух задач, предприятие БРУ приступит к ликвидации оборудования на промплощадке Балаклавской ДОФ и рекультивации земель.


Из-за приоритетности этих задач несколько снизились темпы проектирования комплекса по сортировке известняка. Ранее строительство этого комплекса должно было стать первым этапом в процессе перемещения мощностей Балаклавской обогатительной фабрики из бухты.