Падение ВВП и промпроизводства существенно сокращает потребление и производство э/энергии. В таких условиях сохранение дотационной модели энергорынка и практики перекрестного субсидирования населения ведет к сокращению рентабельности энегерогенерирующей отрасли, а тепловую энергетику ставит на грань банкротства и производственного коллапса.
Потребление и производство э/энергии падает в Украине с ноября прошлого года. Но если в целом по 2008 г. результаты работы энергетики еще оставались близкими к уровню 2007 г., то в текущем году ожидается сокращение выработки э/энергии на 10-15% (см. рис.). И это согласно оптимистичным прогнозам, предполагающим, что «вторая волна» кризиса, ожидающаяся осенью, существенно не затронет украинский промсектор и промпроизводство по итогам II полугодия покажет положительную динамику. В целом, можно ожидать, что в процентах падение производства и потребления э/энергии составит порядка половины от аналогичного показателя сокращения промпроизводства.
Производство э/энергии в Объединенной энергосистеме Украины, млрд. кВт-ч
Источник: Минтопэнерго Украины
За I полугодие с.г. потребление упало на 13,5 млрд. кВт-ч или на 14,1%. При этом сокращение объемов производства не коснулось только гидрогенерации (прирост около 5%). На АЭС производство за январь-июнь уменьшилось на 13% (до 41 млрд. кВт-ч) и, как следствие, коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) сократился к январю-июню 2008 г. на 9,7% – до 68,2%. Усугубляет ситуацию в отрасли и существенная и при этом нарастающая задолженность: как кредиторская (с ноября минувшего года выросшая впятеро и превысившая 3 млрд. грн.), так и дебиторская (см. табл.).
Задолженность ГП «Энергорынок» перед генкомпаниями на 20.05.09 (млн. грн.)
НАЭК «Энергоатом» | 6,35 |
Днепроэнерго | 2,9 |
Центрэнерго | 1,36 |
Донбассэнерго | 1,25 |
Востокэнерго | 0,65 |
Западэнерго | 0,56 |
ВСЕГО ГК | 13,1 |
Источник: ДТЭК
Наиболее крупное падение объемов генерации на государственных ТЭС и ТЭЦ, сокративших производство более чем на 20% по итогам января-мая 2009 г. Опережающими темпами падала тепловая генерация и в июне: при сокращении потребления э/энергии за I полугодие в целом на 14,1%, ТЭС НАК «Энергетическая компания Украины» уменьшили производство на 18,7% (до 26,1 млрд. кВт-ч), а ТЭЦ – на 22,5% (до 4,3 млрд. кВт-ч).
Необходимо отметить, что именно тепловая генерация, остающаяся по причине своей наибольшей затратности «слабым звеном» украинской электроэнергетики, тяжелее всего переживает сегодняшнее падение рынка. В т.ч. и потому, что вынуждена нести фактически социальные обязательства по закупкам отечественных углей, добываемых на госшахтах. Все ТЭС, кроме Бурштынской, затоварены топливом и уже в июле ожидается прекращение закупок угля энергетиками. «Мы покупаем уголь, который нам абсолютно не нужен: 2 млрд. грн. лежит на складах, и вопрос, будут ли они использованы ближайшие год-полтора», – говорит президент НАК «ЭКУ» Владимир Зиневич.
Согласно расчетам ДТЭК, средняя рентабельность тепловых генкомпаний на 1 июня уже «упала до катастрофических -20%», их убыток по итогам текущего года может составить 3,6 млрд. грн., дефицит денежных средств достигнет 5,8 млрд. грн. Еще более пессимистичен В.Зиневич, предполагающий убытки только четырех подчиненных ему энергогенерирующих компаний на уровне 4,7 млрд. грн. И без административного содействия тепловая генерация в ближайшие месяцы окажется на грани банкротства и производственного коллапса.
Не спасает ситуацию и экспорт э/энергии, сократившийся к тому же в I полугодии 2009 г. более чем на 60% к аналогичному периоду минувшего года. Во-первых, физическая возможность поставок в ЕС остается ограниченной как в производственном, так и транспортном отношении (ежегодно Бурштынский остров может поставлять в Европу до 600 МВт). Во-вторых, рынки соседних стран также падают (и в ценовом, и в количественном выражениях), и нарастить объемы экспорта хотя бы до прошлогоднего уровня малореально даже с учетом возобновления поставок в Беларусь (к слову, по причине дороговизны украинской энергии Польша в июне дважды прекращала ее импорт). И, в-третьих, экспорт отечественной э/энергии вынужденно дешевеет еще и по причине внутренней конкуренции.
После законодательной ликвидации монополии ГП «Укринтерэнерго» на поставки э/энергии за рубеж сразу несколько игроков получают теоретическую возможность реализовать уже заключенные, но пока не работающие контракты с европейскими потребителями. Тем более это станет актуальным в случае предоставления такого права всем генкомпаниям, имеющим соответствующие лицензии, как того хочет НКРЭ. Понятно, что предпочтение будет отдаваться менее требовательным в финансовом отношении контрагентам.
В целом, даже максимальное использование возможностей экспорта не оздоровит отрасль, поскольку потенциальная прибыль просто несопоставима с главной на сегодня проблемой украинской э/энергетики – необходимостью дотировать население, ставшая в условиях сокращения промпотребления непосильной задачей для участников рынка. При 32% составляющей дотаций в промтарифе, их ежемесячная гривневая масса уже превысила 1,5 млрд. грн.
Объемы дотирования населения за счет промтарифа, млрд. грн.
Источник: Минтопэнерго Украины
Выход из сложившейся ситуации в принципе, очевиден. Это повышение стоимости э/энергии для населения, максимальное урезание инвестиций и перевод на госбюджет топливных и части финансовых обязательств государственных ТЭС и ТЭЦ. В соответствии с этим НАК «ЭКУ» в июне с.г. выступила со следующими требованиями:
• дважды повысить тарифы на э/энергию для населения на 70% (в июле и сентябре 2009 г.);
• повысить розничные тарифы для других потребителей на 4% ежемесячно, начиная с октября по декабрь 2009 г.;
• с июля 2009 г. снизить цены на уголь до 330 грн./т (уровень января 2008 г.);
• поставлять уголь только в объемах текущего потребления (1 млн. т/месяц);
• возобновить закупки угля Госрезервом;
• перенести сроки возвращения на 2010-11 гг. кредитных средств, которые были привлечены ГП «Энергорынок» в сумме более 1 млрд. грн., и перечислены энергогенерирующим компаниям как авансовые платежи для погашения задолженности за угольную продукцию перед ГП «Уголь Украины»;
• предусмотреть ежемесячное и полное возмещение процентов по кредитам по бюджетной госпрограмме удешевления кредитов на создание запасов твердого топлива для ТЭС.
Открытым остается и вопрос сроков и формата в любом случае неизбежного повышения стоимости э/энергии для населения, доля которого в энергопотреблении увеличивается из месяца в месяц. Теоретически, в рамках постепенного отказа от принципа перекрестного субсидирования целесообразно было бы предусмотреть конкретные шаги по реализации еще до кризиса задекларированной (в т.ч. и премьером Юлией Тимошенко) «электрификации» энергопотребления. Но рассчитывать на подобное достаточно сложно как в силу текущих социальных установок Кабмина, так и по причине «затоваривания» украинской экономики российским газом, законтрактованные объемы которого превышают и текущие, и будущие потребности Украины.