Снижение ставок портовых сборов в пользу предприятий ГМК и зернотрейдеров негативно отразится на финрезультатах морпортов Украины уже во II полугодии. Ведь в условиях кризиса «морские врата» зарабатывали не столько на объемах грузопотоков, сколько на росте тарифов на свои услуги.
В начале июля вокруг портовых сборов развернулась настоящая война. Сначала предприятия ГМК, обсуждая с правительством вопрос продления антикризисного меморандума, запросили еще и скидки в морпортах на перевалку своих грузов. А затем зернотрейдеры обратились в Кабмин с жалобой, что частные элеваторы увеличили ставки на хранение зерна на 30-40%. В итоге, премьер-министр Юлия Тимошенко поручила и.о. главы Минтранссвязи Василию Шевченко изучить обоснованность действующих ставок.
Не преминул вставить шпильку своему бывшему шефу экс-министр транспорта и связи Иосиф Винский. «Вопрос о пересмотре портовых сборов почти год назад в полном соответствии с действующим законодательством обсуждался на заседании правительства во главе с самой Тимошенко. В результате было принято постановление, под которым опять-таки стоит подпись самой Юлии Владимировны», – заявил он.
Напомним, что 11 сентября прошлого года вступило в действие постановление правительства №769 от 20 августа 2008 г., согласно которому ставки портовых сборов выросли в среднем на 58%. Кроме того, в минувшем году Минтранссвязи своими приказами увеличило уровень аккордных ставок за выполнение погрузочно-разгрузочных работ на 44%.
Портовые сборы состоят из различных видов сборов: корабельный, канальный, маяковый, причальный, якорный, административный и санитарный. Их начисление осуществляется с условного объема судна, который высчитывается в кубических метрах и равняется произведению трех величин (длине, ширине и высоты борта судна). Учитывая, что для своих нужд как зернотрейдеры, так и металлурги пользуются судами группы А (грузовые) большим дедвейтом, то они терпят значительные издержки на перевалку продукции в морпортах.
Портовые сборы не повышались с 2000 г. Наряду с ростом ставок в 2008 г. Минтранссвязи отменило существующие скидки в некоторых портах, которыми пользовались промышленники. Справедливости ради надо сказать, что это повышение готовилось еще на фоне процветания экономики. Но из-за бюрократических проволочек постановление приняли только в сентябре, когда кризис уже поразил промсектор.
Правда, это помогло морпортам в условиях сокращения грузопотоков показать неплохие финрезультаты. В I квартале 2009 г. они заработали рекордную сумму 522,3 млн. грн., что в 4 раза больше по сравнению с АППГ (130,65 млн. грн.). По итогам января-мая темпы роста чистой прибыли немного упали – до 3,5 раза (873 млн. грн.). Также позитивным фактором для «морских ворот» оказалась девальвация гривны, поскольку до 95% доходов они получают в долларах США.
При этом показатели отдельных портов зашкаливали. Так, в I квартале Бердянский МТП увеличил чистую прибыль в 122 раза (3,1 млн. грн.), Керченский и Феодосийский МТП – в 65 раз (10,7 и 7,8 млн. грн. соответственно), Севастопольский порт – в 10 раз (3,4 млн. грн.), Херсонский – в 42 раза (15,5 млн. грн.). Но это все достаточно мелкие порты, не делающие погоду в морехозяйственном комплексе.
А вот показатели крупных «морских ворот» вполне могли вызвать завиться у металлургов. Например, Мариупольский и Николаевский МТП (главные сухогрузные порты) продемонстрировали рост чистой прибыли в более чем 6 раз. По итогам І квартала МТП «Южный» занял первое место, получив 164 млн. грн. чистой прибыли, что составляет 322,3% к плану и почти в 5 раз превышает чистую прибыль, полученную портом за І квартал 2008. Вполне возможно, что это послужило тому, что представители ГМК обвинили портовиков в сверхприбылях и потребовали отменить прошлогоднее повышение ставок.
Не отстают от металлургов и зернотрейдеры, требующие повлиять на морпорты, правда, пока непонятно каким образом. Отметим, что порт получает от оплаты услуг частного элеватора только 15%. В то же время, стоимость оплаты устанавливает владелец зернохранилища. Поэтому в случае с зернотрейдерами у правительства мало рычагов влияния на ситуацию.
Если частному бизнесу все-таки удастся пролоббировать снижение портовых сборов, уже во втором полугодии стоит ожидать падение прибыльности портов. Ведь, на фоне повышения ставок грузооборот в морпортах в I полугодии только падал. Так, Одесский МТП сократил грузоперевалку почти на 21%, Ильичевский МТП – на 13%, МТП «Южный» – более чем на 7%. Мариупольский МТП продемонстрировал падение на 30%, в т.ч. перегрузка металлов уменьшилась на 17,2%,до 2,95 млн. т, угля – на 20,1%,до 1,51 млн.т.
При этом порты в основном работали на экспортных грузопотоках, тогда как транзитные и импортные были сведены к минимуму. Это объясняется повышением тарифов как на железных дорогах, так и в морпортах Украины. Поэтому поставщики, например, нефти и нефтепродуктов переориентировали свои поставки на российские порты. Также поступили грузоотправители зерна из РФ и стран Средней Азии. В результате российские портовые мощности оказались забиты под завязку, а очереди из вагонов растянулись на несколько областей.
Конечно, потеря транзитных грузов оказалось неприятным, но не смертельным. Ведь, доля нефти и нефтепродуктов в структуре обрабатываемых в украинских морпортах составляет порядка 15%. Важную роль также играло зерно: за I полугодие 2009 г. всего 443 тыс. т против 2 млн. т в прошлом году. Но отечественные портовики рассчитывали, прежде всего, на украинские поставки.
Согласно прогнозам Минагрополитики, в текущем маркетинговом году (июль 2009 – июнь 2010) Украина сможет поставить на внешние рынки 17 млн. т зерна. Это меньше, чем в прошлом МГ – 24,7 млн. т, но транспортный комплекс был рад и такому объему грузов в условиях падения грузопотоков.
А вот грузы ГМК играют для портов более важную роль. Так, доля черных металлов, угля и руды составляет порядка 40%. Даже когда не было спроса на внешних рынках в IV квартале 2008 г., метпредприятия вынужденно хранили свою продукцию на складах портах, оплачивая эту услугу. Поэтому очевидно, что отмена повышения портовых сборов болезненно отразится на МТП. Тем не менее, уже сегодня, 8 июля, на заседании Кабмина может быть принято решение, устраивающее частный бизнес. В то же время, в Минтранссвязи говорят, что им необходимо еще две недели.