Сделка по Opel: Путина оставили без колес

Share

Очередная попытка России скупить западные высокие технологии может вновь закончиться неудачей. Уже заключенная сделка по покупке Opel оказалась под угрозой срыва. Чтобы этого не произошло, на следующей неделе Дмитрий Медведев будет уговаривать Барака Обаму отдать предпочтений российским инвесторам.


Кремль уже не первый раз пытается выйти на европейский рынок путем покупки компаний, производящих высокотехнологическую продукцию. В 2006 г. «Внешторгбанк» купил 5% акций концерна EADS, но так и не получил какой-либо выгоды от этой следки. «Металлоинвест» и «Северсталь» предпринимали попытки завладеть крупными меткомпаниями Corus и Arcelor, но из этого ничего не вышло – в обоих случаях победу праздновал индийский капитал.


В итоге, россиянам пришлось довольствоваться небольшими метзаводами на территории ЕС. А в прошлом году «Финансовая лизинговая компания» перекупила у норвежской Aker Yards две судоверфи в Германии и одну в Украине (николаевский «Океан»). В поле зрения РФ также попали испытывающий трудности автоконцерн Porsche и меткомпании Svenskt Stal. Но основную ставку в кризисном 2009 г. Москва решила сделать на приобретение Opel.


Изначально россияне не рассматривались в качестве основных претендентов на европейское подразделение General Motors. В мае наибольшие шансы имел итальянский концерн Fiat, но предлагаемый им план развития Opel предполагал закрытие заводов (против этого выступало правительство Германии). Да и ряд моделей Fiat были конкурентами автомобилей Opel, что в итоге сыграло не в пользу итальянцев.


В июне эстафетную палочку «претендента №1» на управление европейскими активами GM, когда компания подала заявление о своем банкротстве, взял консорциум в составе канадской Мagna International и российских Сбербанка и группы «ГАЗ» Олега Дерипаски. Сразу было подписано рамочное соглашение о переходе Opel под контроль Magna и «Сбербанка». Как предполагалось, по 35% акций Opel должны отойти к GM и «Сбербанку», 20% – достанутся Magna и 10% – работникам автоконцерна.


По данным министерства экономики Германии, консорциум заплатит за Opel ?500 млн. При этом ?100 млн. будут выплачены сразу, а еще ?400 млн. – предоставлены в виде беспроцентного кредита. Похоже, что россияне бесповоротно уверовали в свою победу. Например, открывая первое летнее заседание правительства, премьер-министр РФ Владимир Путин заявил: «Опель – наш!». Более того, похоже, и в политических верхах Германии были согласны на приход инвесторов из России. Сделку одобрила канцлер Ангела Меркель. Но проблема появилась из-за океана: на последней неделе июня объем запрашиваемых GM инвестиций вырос до ?7 млрд., что, вполне вероятно, выльется в срыв сделки.


Окончательный договор о продаже активов планировалось подписать до 15 июля. При этом компании уже поделили рынки. Для новых владельцев Opel США будут закрыты, зато частично доступным станет китайский рынок, а с 2012 г. – и канадский. Также до 2015 г. компания будет пользоваться технологиями GM по заниженному лицензионному платежу 3-4%, который на сегодняшний день составляет 5%.


Мега-планы строились и относительно российского рынка – новые владельцы Opel рассчитывали продавать по 1 млн. авто в год. Планировалось осуществлять сборку на российских заводах группы «ГАЗ»: тольяттинском «GM-АвтоВАЗ» (41,6% акций принадлежит GM), совместного предприятия GM-Uzbekistan и завода GM в Санкт-Петербурге. Кроме того, Magna вела переговоры с MI Developments о строительстве в России еще трех заводов. Также канадская компания объявляла о намерении открыть в стране несколько автокомпонентных производств.


При этом дела на уже существующих предприятиях «ГАЗа» обстоят не лучшим образом. По словам председателя правления группы Сергея Занозина, в ближайшее время ряд своих предприятий необходимо будет закрыть из-за их убыточности. Напомним, что до конца лета остановлен конвейер Санкт-Петербуржского завода.


А ведь именно в обмен на предоставление своих производственных мощностей GM российские автомобилестроители пытаются получить доступ к технологиям Opel. Однако для этого необходимо согласие всех акционеров General Motors, получить которое непросто. К тому же в американской компании боятся, что на российских заводах будет налажено независимое производство.


Ряд противоречий между компаниями дополняет желание GM сохранить за собой право обратного выкупа части или всего пакета акций Opel. Если разногласия не будут решены, сделка для «Сбербанка» станет обычной портфельной инвестицией, которая вряд ли существенно повлияет на экономику российского автопрома.


Пошатнулись позиции основного претендента на Opel с включением в переговоры бельгийского индустриального холдинга RHJ International, который специализируется на инвестициях в автокомпании, прежде всего, в производителей компонентов. RHJ вместе с Magna и Fiat участвовала в первом раунде переговоров по покупке Opel, однако тогда ее заявка была сразу отклонена. Сейчас же бельгийцы улучшили свое предложение, что позволило им включиться в борьбу.


Несмотря на предварительную договоренность о продаже Opel канадско-российскому консорциуму, GM готов уже в ближайшие дни подписать меморандум о взаимопонимании с RHJ. Предложение бельгийцев выглядит привлекательнее уже тем, что только на время прохождения GM процедуры банкротства предлагает финансирование в размере ?1,5 млрд.


Предоставить свое предложение GM в скором времени может китайская Beijing Automotive Industry Corporation (BAIC). Об этом намерении компания заявила позже других, однако шансов у китайцев не меньше, чем у других претендентов. По данным зарубежной прессы, BAIC позиционирует себя, как претендент с наиболее сильной финансовой позицией. Для самого же GM выгодно появление большего числа предложений. Всего на покупку Opel претендуют до десяти компаний, среди которых, кроме вышеупомянутых три частные инвестгруппы и государственные инвестфонды ОАЭ и Сингапура.


Такое развитие событий крайне обеспокоило кремлевскую верхушку. Поэтому наверняка во время встречи 6-8 июля президентов США и РФ Барака Обамы и Дмитрия Медведева, на которой главным вопросам станет сокращение стратегических наступательных вооружений, будет также обсуждаться проблема с покупки Opel российским капиталом.