Запрет валютного кредитования обрастает комом критики. Банкиры убеждены, что он будет иметь негативные последствия как для банковской системы, так и для населения. В частности, приведет к снижению процентных ставок по валютным депозитам и удорожанию ипотечных кредитов в нацвалюте.
Лучше поздно, чем никогда
На прошлой неделе Верховная Рада Украины приняла революционное решение, запретив валютное кредитование физических лиц. Парламент наконец-то рассмотрел пылившийся пять месяцев в его стенах закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью предотвращения негативных последствий финансового кризиса». Его действие распространяется на период кризиса. Впрочем, народные избранники признают, что специально выписывали документ таким образом, чтобы не было понятно, когда будут сняты ограничения на валютное кредитование. «Может, мы отменим закон и раньше, а, может, поддадимся искушению, и сохраним запрет на неопределенный срок», – говорит первый замглавы Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Станислав Аржевитин.
Этот законопроект разрабатывался еще в конце прошлого года, когда экономический кризис сеял панику среди украинского населения. В результате некоторые его нормы, такие как введение обязательной продажи 50% валютной выручки экспортерами, запрет на репатриацию доходов, полученных нерезидентами в Украине, и введение лимитов на рефинансирование Нацбанком коммерческих банков в виде ограниченной суммы остатков на коррсчетах банков на начало операционного дня утратили свою актуальность, что привело к их изъятию из окончательной редакции документа.
Впрочем, запрет валютного кредитования физлиц (кроме ссуд на лечение и обучение), а также физлиц-предпринимателей (только на производственные цели и в безналичной форме) также можно отнести к запоздалой норме, т. к. основные убытки от черезмерной долларизации кредитных портфелей банки уже понесли. Кроме того, выдавать ссуды в валюте на потребительские нужды для банков сейчас равносильно сознательному «убийству» своей ликвидности. Согласно постановлению НБУ от 1 декабря 2008 г. №406, в этом году коммерческие банки обязаны формировать резервы под валютные кредиты, выданные заемщикам, не имеющим официальных доходов в инвалюте, в размере 50-100% суммы ссуд. Проще говоря, чтобы предоставить долларовый заем физическому лицу, заработок которого номинирован в гривне, банку нужно «заморозить» на особом счете в Нацбанке половину выплаченной суммы. В то время, как для кредита в гривне или ссуды, выданной заемщику, который имеет источник доходов в долларах, коэффициент резервирования составляет всего 1-2%. В итоге с начала года объем кредитов физическим лицам в инвалюте сократился за счет уменьшения остатков по ссудам: на 1 июня показатель составлял 182,6 млрд. в гривневом эквиваленте, что на 8% меньше, чем на 1 января.
Палка о двух концах
Сейчас банкиры и население не задумываются о последствиях отмены валютного кредитования, т. к. их волнуют другие проблемы, решение которых, кстати, предлагает данный законопроект (например, реструктуризация задолженности по кредитам и введение моратория на выселение ипотечных заемщиков). Однако в перспективе этот запрет может обернуться некоторыми проблемами для банков и их клиентов.
Первая – это существенное снижение доходности по валютным депозитам и, как следствие, усложнение привлечения денежных ресурсов в банковскую систему. «Падение ставок по валютным вкладам пугает больше всего, – признается заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин. – Люди по-прежнему не верят в гривну. А, вынужденно опуская доходность валютных вкладов, чтобы избежать перекосов в привлечении ресурсов, банки тем самым отпугнут вкладчиков и снизят приток денежного ресурса в банковскую систему». По словам специалиста, вследствие запрета валютного кредитования для физлиц минимальные ставки по вкладам в долларах могут опуститься до конца года до 8%, в евро – до 7% (для сравнения, средние ставки по шестимесячным-годовым депозитам в долларах в июне составляли 11,2-11,3% – расчеты финансового консультанта «Простобанк»).
Вторая – это переориентация банков на корпоративное и краткосрочное потребительское кредитование в связи с большими трудностями с привлечением «длинных» ресурсов в гривне. По данным НБУ, из коммерческих банков с 1 октября прошлого года и по 1 июня текущего было изъято 27,3 млрд. грн., которые лежали на счетах в виде депозитов физических лиц. Эти деньги в виде вкладов постепенно возвращаются, но очень медленными темпами. Так, в апреле приток депозитов в относительном исчислении составил 0,6%, в мае – 0,7%. Процесс идет медленно ввиду сохраняющегося недоверия населения к банковской системе, а также традиционных ожидаемых курсовых колебаний гривни в осенний период. Кроме того, банки будут стабильно снижать ставки по депозитам: уже с января по май т.г. среднемесячная доходность по депозитам в нацвалюте опустилась на пол процентных пункта до 12,5%.
Вторым по значимости инструментом фондирования для банков под «длинные» кредитные операции является выпуск относительно долгосрочных (5-10 лет) облигаций в гривне, однако спрос на них, по оценкам старшего аналитика инвестиционной компании Astrum Investment Management Сергея Фурсы, возобновится, не раньше второго полугодия 2010-го. «Этот процесс напоминает замкнутый круг: спрос на бумаги возникнет только с началом активного кредитования населения. Для того же, чтобы выдавать ссуды, понадобится ресурс, который можно будет привлечь в виде облигаций», – поясняет эксперт. По его словам, оценить доходность, которую должны предложить эмитенты облигаций инвесторам, чтобы вызвать у них интерес, пока сложно, но при нормализации финансовой ситуации, вполне возможно, что хватит 10-11%. «Например, в I квартале 2007-го, когда был самый большой спрос на украинские бонды, такие банки-монстры, как УкрСиббанк и Укрсоцбанк, выпускали облигации даже под 9,5%», – рассказывает С. Фурса.
Вышеперечисленные сложности с фондированием, а также ценовая неясность на рынке недвижимости фактически ставят «крест» на ипотечном кредитовании на ближайшие 1-2 года. Банкиры признают, что в сегменте предоставления ссуд физлицам им более интересны краткосрочные и высокодоходные, хоть и более рисковые продукты. «Тенденция к переориентации банков на такое кредитование имеет место, и, я уверен, сохранится», – подтверждает председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук. Универсальные банки и вовсе розничному кредитованию предпочитают корпоративное. «Думаю, что в ближайшие 1,5-2 года ипотечное кредитование будет приостановлено, – считает Павел Крапивин. – Пока я не понимаю выгоды от выдачи жилищных ссуд, если, предоставляя кредиты юрлицам, банки спокойно зарабатывают до 30% годовых только в виде процентной ставки. Чтобы сделать ипотеку интересным продуктом, финучреждениям надо устанавливать доходность по жилищным ссудам процентов в 35 годовых. Но тогда доля «невозвратов» по кредитам будет составлять около трети всего портфеля – в таком случае кредитование вообще выглядит бессмысленным».