Вышедший в конце мая на бизнес-портале uaprom.info материал о проблемах стивидорной компании «Авлита» в Севастополе вызвал оживленную реакцию, в том числе, и со стороны самой «Авлиты». В компании признали имеющиеся сложности в реализации проекта по строительству универсального перегрузочного комплекса (УПК), однако от своих планов отступать не собираются. О перспективах проекта рассказал гендиректор «Авлиты» Александр Лагоша.
– На каком этапе находится подготовка проекта строительства УПК. Какие разрешения или согласования, помимо заключения «Укринвестэкспертизы», необходимы компании для начала строительства?
– На сегодняшний день строительство не начато. Мы находимся на этапе доработки проектной документации, получения окончательных разрешений и выбора строительных организаций. Мы обязательно ознакомим общественность со всеми деталями окончательного проекта.
– Сколько выбросов будет давать УПК?
– При перевалке сыпучих грузов масштабы пыления на всех технологических участках универсального перегрузочного комплекса оценены в ТЭО на уровне всего шести тонн в год при максимальной нагрузке. Таковы расчетные данные ученых ЧерноморНИИПроекта, которые занимаются разработкой проекта. Все расчеты были проверены и подтверждены органами госэкспертизы – Минэкологии, Минздравоохранения. Для сравнения – только автомобильный транспорт в Севастополе дает около 20 тыс. т выбросов в год. Или, например «Севтеплоэнерго» – более тысячи тонн (это в 166 раз больше расчетных данных по УПК). И это данные 2006-2007 гг.
Проектные расчеты свидетельствуют о том, что УПК гарантированно вписывается в экологические требования и нормы. Хотел бы в очередной раз подчеркнуть, что главная особенность УПК – это уникальные европейские технологии, закрытая перевалка сыпучих грузов. Это означает, что на всех пунктах движения груза не будет видно, потому что все конвейерные линии, точки пересыпа груза будут полностью закрыты. Если пыль и будет, то она будет оставаться внутри технологической линии. И, разумеется, весь комплекс будет оборудован системами пылеподавления и аспирации. Технологии и оборудование будут закупаться у ведущих мировых поставщиков. Они уже дали письменные гарантии того, что все экологические требования в УПК будут соблюдены. Эти гарантии прилагаются к проектной документации. Как видите, мы перестраховались многократно.
– Учтены ли в новой версии проекта предыдущие замечания «Укринвестэкспертизы»?
– Мы тщательно проработали не только рекомендации «Укринвестэкспертизы», но и предложения экологического сообщества города и региона, депутатов и общественности. Все рекомендации переданы проектантам.
В частности, существенным изменениям подверглась технология перегрузочных работ у причала: открытый грейферный способ выгрузки из судов заменен на закрытый – с помощью закрытых судоразгрузочных машин непрерывного действия. Кроме того, мы запланировали беспрецедентный шаг – намереваемся осуществить заглубление закрытого склада сыпучих грузов на глубину до 16 метров и экологический пост со специальным оборудованием, где будет контролироваться экологическая ситуация на «Авлите». К слову, эти изменения подняли стоимость проекта на несколько десятков миллионов долларов. Но мы понимаем, насколько важны эти меры.
– Будет ли компания продолжать реализацию проекта, если в городе будет проведен референдум, результатом которого будет негативное отношение жителей к строительству УПК?
– Наша компания – законопослушный субъект хозяйственной деятельности, и все наши действия реализуются исключительно в рамках существующего законодательства. Но при этом, мы очень внимательно прислушиваемся к мнению общественности и стараемся соответствовать разумным ожиданиям.
Мы серьезная компания, большой бизнес. «Авлита» – прибыльное предприятие. Мы можем себе позволить заложить в проект и профинансировать такое оборудование, чтобы ни у кого и мысли не возникло обвинить нас. Мы рассчитываем работать в Севастополе, развивать морской порт, наш бизнес и, безусловно, платить налоги в городскую казну. Уже сегодня «Авлита» имеет целый ряд наград от властей за стабильный рост зарплаты наших работников и отчислений в бюджет. К слову, зарплата на «Авлите» – одна из самых высоких в городе, сейчас средний показатель – 4,1 тыс. грн. В мае мы снова ее подняли. Я думаю, что в нынешнее непростое время это достойная зарплата для севастопольцев.
Социологические исследования показывают, что севастопольцы поддерживают развитие порта при условии соблюдения всех экологических и технологических норм. Людей сегодня беспокоят вполне житейские проблемы – работа, зарплата, качество, а иногда и просто наличие коммунальных услуг. Мы, кстати, параллельно решаем одну из самых наболевших – финансируем строительство станции, которая будет очищать городские канализационные стоки в море.
– Рассматривается ли сегодня озвученный ранее вариант переноса площадки УПК в другое место, например, в Камышовую бухту?
– Хочу подчеркнуть, что у предприятия планов строительства объектов вне существующей территории предприятия нет и не было. Более того, и по поводу выделения каких-либо других земельных участков, кроме тех, которые у нас сейчас есть, мы к властям не обращались. Рассуждать о каких-либо вариантах переноса УПК в другое место, как минимум, безосновательно.
– Решается ли в вопрос с необходимым расширением железнодорожной инфраструктуры для обеспечения транспортировки угля и других грузов из УПК?
– Мы стремимся к эффективности. По данным Минтранса, сейчас через Севастополь проходит около 6-7 млн. т грузов в год, при этом пропускная способность составляет около 15-16 млн. т. Ввод в действие универсального перегрузочного комплекса, безусловно, приведет к увеличению грузопотока по железной дороге, поэтому вопрос наземной логистики для нас чрезвычайно актуален. Мы уже согласовали с Приднепровской железной дорогой вопросы реконструкции и развития ж/д инфраструктуры на станции «Мекензиевы горы», станции «Верхнесадовой», а также железнодорожного хозяйства внутри предприятия. Предусмотрены строительство дополнительной ж/д ветки, которая увеличит пропускную способность, закупка современного железнодорожного оборудования и автоматических систем управления. Кроме того, уже сейчас мы финансируем строительство пешеходного тоннеля под ж/д путями. А в дальнейшем предусматривается строительство подземного автомобильного тоннеля.
Другими словами, безопасная логистика – это важный вопрос, и он тоже нашел свое отражение в проекте.
– Сколько крупнотоннажных кораблей будет разгружаться на мощностях УПК?
По расчетам экспертов, в год на УПК будет приходить около 30 кораблей. Это 2-3 судна в месяц.
– Будут ли вестись переговоры с командованием ЧФ РФ и ВМС Украины, корабли которых также используют Севастопольскую и Северную бухты, о будущей координации для безопасного движения судов?
– Опасения о каких-то осложнениях или даже невозможности совместного использования Севастопольской бухты военными кораблями и гражданскими судами, как бы это помягче сказать… надуманы. Регулирование движения военных и гражданских судов осуществляет государственный Центр регулирования движения судов совместно с соответствующими службами управления движения кораблей и судов Военно-морских сил Украины и Черноморского флота России. За все время работы «Авлита» ни разу не получали никаких претензий от военных моряков. И я не слышал, чтобы получал кто-то другой.
Яркий пример: в 2008 г. мы перегрузили около 4 млн. т грузов, обработали около 200 судов, уже в этом году около 2 млн. т грузов и 104 судна. В этот период происходило большое количество мероприятий военных моряков и Украины, и России, связанных с выходами и заходами боевых кораблей из бухты и в бухту. И никаких проблем не возникало! И вообще, люди, утверждающие, что неповоротливый балкер может как-то помешать быстрым военным кораблям, довольно далеки от морских реалий.
Никаких предпосылок к нарушениям правил безопасного движения судов в бухте не было и я уверен, что не будет и дальше
– Как Вы считаете, не может ли быть реальной подоплекой активности части оппонентов строительства позиция ЧФ РФ, который не заинтересован в реализации проекта УПК?
– Давайте говорить о фактах: за последние полтора года публичного обсуждения в городе темы УПК никаких заявлений командования Черноморского флота или иных должностных лиц о том, что проект УПК находится в противоречии с задачами ЧФ РФ, озвучено не было. Экспертные оценки, которые бы свидетельствовали о каком-либо негативном влиянии на флотские подразделения со стороны «Авлиты», также не известны.
– А каковы сейчас взаимоотношения с Черноморским флотом России и ВМС Украины?
– «Авлита» – коммерческая структура, поэтому тесных деловых производственных отношений с ЧФ РФ и ВМСУ мы не имеем. Но это не исключает совместного участия в решении каких-то общегородских вопросов – размещаемся то мы в одном городе. К примеру, мы принимали совместное участие в строительстве «Аллеи героев» в Севастополе.
– В проекте строительства УПК заявлена перегрузка песка и щебня в количестве 4,5 млн. т/год. Отправители и получатели этих грузов уже определены, или это потенциальная возможность?
– Экономические реалии в очередной раз показывают важность диверсификации бизнеса. Расширение номенклатуры переваливаемых грузов существенно увеличивает конкурентные преимущества и устойчивость компании на рынке стивидорных услуг. В тоже время о каких-то конкретных шагах говорить пока рано.