80:20 – в пользу менеджеров Магнитки

Share

Приобретя пакет акций у своего основного конкурента стальной группы «Мечел» и выиграв аукцион по продаже госпакета, управляющая компания «Объединенная финансовая группа» сосредоточила в своих руках более 80% акций ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Таким образом, крупнейшее на постсоветском пространстве и самое успешное в России сталелитейное предприятие перешло под полный контроль действующего менеджмента.


 


Долгое время переносившийся конкурс по продаже оставшегося у государства 17,81% пакета акций крупнейшего в России и шестнадцатого в мире Магнитогорского меткомбината находился в центре внимания и вызывал особый интерес у представителей российское металлургического бизнеса. Полная и окончательная приватизация Магнитки стала возможна благодаря снятию в августе 2004 г. моратория на ее приватизацию и состоялась в конце декабря минувшего года. Федеральная антимонопольная служба допустила к участию в аукционе 12 претендентов, среди которых реальными претендентами на госпакет считались три игрока: менеджмент комбината, стальная группа «Мечел» и Новолипецкий меткомбинат.


 


Тем не менее, аукцион превратился, по сути, в формальность, поскольку все точки над «i» конкуренты расставили еще до даты проведения торгов. Их результат стал ясен накануне аукциона, когда владелец 16,5% акций ММК стальная группа «Мечел» уступила управляющей компании UFG (Объединенная финансовая группа, ОФГ) свой пакет за 870 млн. долл.


 


Именно это событие подытожило борьбу за контроль над Магнитогорским меткомбинатом. 23 декабря компания U.F.G.I.S. Structured Holdings Ltd, которая, по словам пресс-секретаря гендиректора Магнитогорского меткомбината Елены Азовцевой «представляла интересы группы инвесторов, дружественных ММК» (Известия, 23.12.04), без борьбы прибрела госпакет в 17,81% акций Магнитки по стартовой цене, составившей 790,15 млн. долл.


 


Неучастие в аукционе Новолипецкого меткомбината вполне объясняется продажей «Мечелом» своего пакета, поскольку, как заявил руководитель пресс-службы НЛМК Андрей Сидоров «мы рассматривали свое участие в качестве стратегического инвестора…» , поэтому «…НЛМК был заинтересован в пакете в 42% голосующих акций. Пакет в 21% компанию не интересует». (Известия, 23.12.04).


 


Такую «сговорчивость» Мечела, который ранее намеревался создать альянс с ММК и собиравшегося торговаться вплоть до 2,15 млрд. долл., определила, вероятно, позиция властей, благосклонных к действующему менеджменту во главе с гендиректором Виктором Рашниковым.


 


Так, комментируя предстоявшую окончательной приватизацию Магнитогорского меткомбината, губернатор Челябинской области Петр Сумин заявил, что «ММК – предприятие стратегически важное и для области, и для региона. Работа комбината позволяет области идти вперед, развиваться, укреплять социальное, экономическое положение. У меня нет сомнений в том, что многое из того положительного, что происходит сегодня на ММК, в городе, совершается благодаря напряженной, толковой, эффективной работе менеджмента комбината. Поэтому мне совершенно не безразлично, в чьи руки попадет компания, от успешной работы которой зависит экономическая и социальная стабильность целого региона». (Независимая газета, 17.12.04).


 


Сыграл свою роль и достаточно большой размер «откупных», которые «Мечел» получил за свой пакет акций Магнитки. За каждую свою акцию «Мечел» выручил даже больше, чем государство, и это при том, что стоимость проданного госпакета в 2-3 раза превысила экспертные прогнозы. Помимо этого, «Мечел» получил дополнительно еще 90 млн. долл. за «отказ от любых возможных претензий» к акционерам ММК.


 


Удовлетворение таким итогом так и не состоявшейся корпоративной «битвы за Магнитку» выразили представители всех заинтересованных сторон: и самого Магнитогорского меткомбината, и «Мечела», и государства. А президент России Владимир Путин, комментируя результаты аукциона, отметил, что «всегда, во всяком случае, в последние годы, опасались, что контроль над предприятием уйдет в какие-то чужие, не очень добросовестные руки. Как я понимаю, этого не случилось, все удовлетворены». (Время новостей; 30.12.2004).


 


Таким образом, потратив 1,66 млрд. долл., действующий менеджмент получил в собственность более 80% акций Магнитки и, соответственно, полную свободу действий при реализации уже начатых и планируемых амбициозных проектов развития предприятия. Как отметил в этой связи гендиректор ММК В.Рашников, «думаю, что единство акционеров позволит более эффективно управлять предприятием и вывести Магнитогорский металлургический комбинат на качественно новый уровень развития» (Уралнэп; 30 декабря 2004).


 


А похвалится менеджменту Магнитки есть чем. Именно неоспоримые производственные и экономические успехи, достигнутые ММК в последние годы, дали возможность управляющей компании сформировать позитивный имидж и заручиться поддержкой и региональных, и федеральных властей.


 


По предварительным итогам 2004 г., чистая прибыль ММК составит порядка 1,4 млрд. долл. Начиная с 1996 г. объемы производства ММК выросли более чем на 70% и достигли в прошлом году уровня в 11,294 млн. тонн стали (примерно 20% общероссийской выплавки), 9,654 тыс. тонн чугуна, 10 361 млн. тонн агломерата, 5,870 млн. тонн кокса.


 


При этом Магнитка является безусловным лидером в СНГ и по сортаменту выпускаемой продукции, и по инвестициям в капитальное и техперевооружение производства. На эти цели в 2005 г. предполагается израсходовать порядка 800 млн. долл. Хотя ряд экспертов предполагает, что ММК сократит эту сумму по причине «перерасхода» средств предприятия на нужды собственной приватизации. В этом же контексте можно рассматривать и сравнительно скромный размер дивидендов, за 9 месяцев прошедшего года было выплачено около 56 млн. долл. Это в 3,5 раза меньше, чем дивиденды на Новолипецком меткомбинате и в 5 раз меньше, чем на Северстали.


 


Необходимо также отметить, что Магнитка не только уверенно наращивает производство и зарабатывает прибыль, но и сохраняет лучшие традиции социальной ответственности бизнеса. ММК не только является наибольшим в регионе и при том очень аккуратным налогоплательщиком, но и вкладывает огромные средства в социальную инфраструктуру и гуманитарные проекты. А ярким подтверждением профессиональной репутации менеджмента ММК, очень пригодившейся в ходе приватизации, стало признание  Магнитогорского металлургического комбината лучшим российским предприятием в номинации «За высокую финансовую эффективность» на проводимом при поддержке правительства 8-ом общероссийском конкурсе «Лучшие российские предприятия».


 


Что же касается негативных моментов в жизни Магнитки, то основной проблемой продолжает оставаться отсутствие собственной сырьевой базы, что вынуждает комбинат переплачивать за уголь и руду и даже частично полагаться на милость конкурентов. А приватизационная эпопея спровоцировала резкое обострение хронической «сырьевой недостаточности».


 


Большая часть коксующегося угля и железной руды на ММК ранее поставлялась дочерними структурами «Мечела», который, очевидно, не желая «кормить» в лице менеджмента Магнитки своего конкурента и соперника, просто отказался в позапрошлом году продавать ММК свое сырье. Временный выход был найден благодаря диверсификации поставщиков, и в том числе закупкам коксующегося угля и руды в соседнем Казахстане. А для того, чтобы на будущее обезопасить себя от неприятных неожиданностей, владельцы ММК планируют вложить в 2005 г. в покупку и развитие горнодобывающих активов несколько сотен миллионов долларов.


 


В целом, основным итогом приватизации Магнитки, актуальным и для украинских металлургов, стало полное закрепление Объединенной финансовой группы на Магнитогорском меткомбинате и окончательный ее разводу с «Мечелом». Это означает сохранение в целом сложившейся рыночной структуры российских сталепроизводителей при одновременном ужесточении конкуренции на рынке металлургического сырья как в самой России, так и в сопредельных с ней государствах.