Россию отправили в газовый нокаут

Share

Россия оказалась совершенно не готова к подписанию декларации по модернизации украинской ГТС. Растерянность россиян четко проявилась в их непродуманных заявлениях об этом событии. Теперь Москве придется приспосабливаться к новым реалиями на энергетическом рынке ЕС.


После подписания декларации по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) между Брюсселем и Киевом российской стратегии газовой экспансии в Европу был нанесен серьезный удар. Ведь, дело даже не в количестве миллиардов долларов, выделяемых ЕС на техперевооружение украинской «трубы» и строительстве ГИС на границе с Россией, а в том, что Евросоюз решился взять на себя транзитные риски при поставках газа из РФ.


Перипетии январской газовой войны между Украиной и Россией привели к сближению позиций Киева и Брюсселя в отношении транзита. Постоянные заявления «Газпрома» на предмет ненадежности Украины, как транзитного государства, в итоге вылились в мартовскую декларацию (хотя ее подготовка длилась несколько лет), которая ломает планы России в отношении захвата уже существующих магистралей поставок газа в ЕС. А непродуманные и эмоциональные комментарии первых лиц России и «Газпрома» во время и после конференции только подтвердили то, что Москва выступила инициатором январского конфликта и сознательно перекрыла подачу топлива в страны Европы.


Естественно, что декларация по украинской ГТС поставила большой знак вопроса на обходных газопроводах России, поскольку ключевым моментом развития отечественной «трубы» стало наращивание объемов прокачки газа. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку ЕС необходимо обезопасить транзит «на вчера». Тогда как Москва только через пару лет обещает достроить «Северный поток». А «Южный поток» – вообще проект среднесрочной перспективы, если он к тому времени еще будет актуальным.


Более того, позиции ЕС могут существенно усилиться, если он будет закупать газ у России прямо на украино-российской границе (когда украинская ГТС будет окончательно интегрирована в европейское энергопространство). В таком случае РФ придется отказаться от планов по приватизации ГТС Украины. Правда, для этого необходима консолидированная позиция всех членов ЕС, поскольку сейчас каждая страна по отдельности заключает договора с «Газпромом». Кроме того, у «Газпрома» существенно сужается возможность трясти «газовой дубиной» и отключать Европу от поставок газа, обвиняя Украину в его воровстве.


Естественно, что первая реакция россиян была чересчур эмоциональная. Так, в МИДе РФ заявили, что Украина получает газ не по рыночной цене (несмотря на контракт и формулу, заложенную в нем). Кроме того, в ведомстве допустили удорожание стоимости газа для украинских и европейских потребителей.


Интересна также аргументация, мол, вопросы модернизации газопроводов обсуждать без основного поставщика «просто несерьезно». В таком случае России придется переориентировать свои потоки на азиатские маршруты: Китай, Корея, Япония. Впрочем, сейчас такое маловероятно, поскольку ЕС является наиболее емким и платежеспособным рынком для «Газпрома».


Показательно, что первым фактическим действием Москвы стал перенос межправкосмиссии по экономическим вопросам Тимошенко-Путин с конца марта на другой срок. Официально это мотивировали принятием меморандума о развитии ГТС Украины. Более того, заседание Совбеза РФ 24 марта превратилось в критику и обсуждение этого документа.


Очевидно, что пока у России нет четкого плана действий, как реагировать на декларацию по украинской ГТС. С большой долей вероятности, в ближайшей перспективе Москва будет пытаться провоцировать Украину и ЕС на конфликт. Однако, «мелкие пакости» не решат таких масштабных вопросов, которые встали перед РФ. В то же время, у россиян есть несколько лет на «антикризис», пока не начнутся широкомасштабные работы по украинской «трубе».