Пиар-атака на «Турбоатом»: ложь в тираж?

Share

Вокруг харьковского «Турбоатома» в последние 10 дней развернута настоящая информационная война, поводом для начала которой послужило решение Верховного Суда Украины.


Вот цитата из заявления пресс-службы ОАО «Турбоатом»: «17 февраля 2009 года Верховный Суд Украины отменил решения нижестоящих судебных инстанций по одному из дел, в которых оспаривались решения, принятые акционерами «Турбоатома» на общем собрании 28.08.2007 г.». Эта юридическая формулировка стоит того, чтобы вчитаться в нее внимательно. Верховный Суд просто отменил одно из решений, а не признал незаконным собрание акционеров. Иск снова поступит на рассмотрение в Хозяйственный суд Харьковской области, который и должен будет решить вопрос о законности или незаконности проведения в августе 2007 г. общего собрания акционеров ОАО «Турбоатом». Вполне возможно, Хозяйственный суд Харьковской области оставит свое предыдущее решение в силе, тем более что постановление Хозсуда было подтверждено апелляционной и кассационной инстанциями.


А сейчас решения, принятые 28 августа 2007 г. на общем собрании акционеров, являются законными и обязательными для исполнения. Одним из решений, принятых на том собрании – было решение об избрании Виктора Субботина генеральным директором ОАО «Турбоатом». Значит, Виктор Субботин продолжает оставаться законно избранным генеральным директором предприятия. Все иные мнения на этот счет – не более чем вольная трактовка решения Верховного Суда Украины, не имеющая ничего общего с реальностью.


Есть в этой ситуации один любопытный момент. Существует восемь судебных решений, подтверждающих законность собрания акционеров от 28 августа 2007 г., которые остаются в силе. Так что даже отмени Харьковский хозяйственный суд собственное постановление, будут действовать еще восемь решений. Возникнет юридическая коллизия: согласно одному решению суда собрание будет признано незаконным, по другим – законным.


Автором этой коллизии является российский олигарх Константин Григоришин, который уже более двух лет рейдерскими методами пытается получить контроль над ОАО «Турбоатом». Именно с его подачи рождались все судебные иски против предприятия. Из восьми исков, которые оспаривали законность проведения собрания акционеров, пять принадлежали перу бывшего директора завода Евгения Белинского, который 21 мая 2007 г. возглавил попытку силового захвата предприятия боевиками Константина Григоришина. Еще три иска были поданы людьми, также связанными с Григоришиным. Тогда рейдерам казалось, что тактика «больше исков хороших и разных» сработает, но сейчас, спустя два года, стало понятно, что юристы Григоришина сами усадили себя в глубокую лужу.


Но как бы там ни было, Верховный Суд дал информационный повод, и пиар-кампания стартовала. К сожалению, некоторые журналисты в погоне за мнимыми сенсациями не всегда понимают то, о чем пишут. В случае с решением Верховного Суда слова «Верховный Суд», «отменил» и «решение о назначении» сложились в заголовки типа «Верховный Суд признал назначение Виктора Субботина незаконным». Причем подобные заголовки появились даже в изданиях, которые трудно заподозрить в предвзятости.


Несмотря на это, информационный повод от Верховного Суда оказался так себе: всякий человек, умеющий читать не только заголовки, легко понял, что к чему. Поэтому пиарщики Константина Григоришина не нашли ничего лучшего, как приправить информацию о «незаконности» назначения Виктора Субботина сведениями, которые, по мысли авторов серии публикаций о «Турбоатоме», можно назвать компрометирующими. Похоже, единственным инструментом для написания этих статей были поисковики, при помощи которых на свет были извлечены давние обвинения в адрес руководства «Турбоатома», хотя абсурдность этих обвинений, кажется, уже ни у кого не вызывала сомнений.


Например, акт проверки КРУ, на который любят ссылаться авторы заказных публикаций, касался работы завода при предыдущем руководстве, и, соответственно, растиражированные выводы КРУ не имеют никакого отношения к деятельности Виктора Субботина в качестве генерального директора предприятия. Более того, с 2007 г. завод пережил не одну проверку контролирующих органов, однако результаты этих проверок никак не укладывались в канву «тотальные хищения на «Турбоатоме», а потому нигде не упоминаются.


Проблема с «индийским контрактом», когда в августе 2007 г. в Индии вышел из строя генератор, тоже прошла красной нитью через несколько публикаций. Один автор даже поразил глубокомысленным выводом, что эта ситуация нанесла ни больше ни меньше «сокрушительный удар по украино-индийским межгосударственным отношениям». При этом, во-первых, злополучный генератор был произведен не «Турбоатомом», а другим харьковским заводом – «Электротяжмашем». Во-вторых, инцидент этот давно исчерпан, причем силами руководства «Турбоатома». После того как ситуация благополучно разрешилась, индусы направили на предприятие письмо, в котором поблагодарили лично гендиректора «Турбоатома» Виктора Субботина за его участие в решении проблемы. Эта информация была опубликована в СМИ, но в заказных статьях об этом, естественно, ни слова.


Также ни слова не прозвучало о том, какова на самом деле сумма дивидендов, которые получил от деятельности ОАО «Турбоатом» акционер «государство Украина», владеющий 75% акций предприятия. Информация об этом есть в открытых источниках, например, на сайте Фонда госимущества Украины, однако она оказалась ненужной, ведь мешала откровенно лживым стенаниям о том, что государство не получило ничего.


Опять всплыла на поверхность тема депозитов «Турбоатома», хранящихся на счетах «Мегабанка», который Виктор Субботин возглавлял до своего назначения руководителем «Турбоатома». То, что депозиты завода размещаются еще в нескольких банках, а решения о размещении этих денежных средств принималось задолго до того, как Виктор Субботин возглавил завод, авторов пиар-кампании нисколько не интересовало. Главное было прокричать: «Ага! Попался!». Несогласованность этого залихватского лозунга с реальностью, никого, похоже, не смущает.


Вообще «Мегабанку» в этой информационной атаке «досталось». По крайней мере, так думают авторы статей, пересказывающих один и тот же увлекательный триллер о погрязшем во всех грехах банке. Правда, аналитики Мирового банка, ЕБРР, Государственного немецкого банка развития – организаций, которые постоянно сотрудничают с «Мегабанком», – никаких детективных сюжетов в работе банка не усмотрели, предпочитая получать информацию из финансовой отчетности, а не интернета. Да и десятки тысяч клиентов «Мегабанка» давно убедились в его надежности.


Неизвестно, кто являлся исполнителем массированной кампании, направленной на дискредитацию руководства «Турбоатома», но очевидно одно: Константину Григоришину, который, вне всякого сомнения, являлся заказчиком этой волны черного пиара, продали лежалый товар, так как ничего нового в статьях, ставших частью информационной атаки на «Турбоатом», нет, а все сказанное в них давно опровергнуто.


Было, правда, в этих публикациях одно свежее предположение – о том, что директор предприятия Виктор Субботин будет финансировать избирательную кампанию Виктора Ющенко. Строилось это, мягко говоря, странное утверждение на том, что Президент выступает против приватизации «Турбоатома». Не поддержавший идею продажи предприятия губернатор Харьковской области Арсен Аваков тоже оказался замешан в некий «заговор». Странно, что фантазия авторов «теории заговора» не распространилась на пятитысячный коллектив предприятия. Ведь можно предположить, что каждый рабочий завода является участником «заговора», т.к. стабильные высокие зарплаты и развитую социальную инфраструктуру можно воспринять как подкуп работников «Турбоатома» с целью беспрепятственно «дерибанить» завод.



Примечательно, что предприятие, «стонущее под гнетом» Виктора Субботина, в 2008 г. заработало 145 миллионов гривен чистой прибыли, что в четыре раза больше, чем в 2007-м. Это даже не резкий рост, это прорыв, который вряд ли стал бы возможен на предприятии, которое разворовывается. Очевидная абсурдность обвинений в адрес руководства «Турбоатома» становится понятна, если открыть один из сайтов, публикующих отчётность акционерных обществ, и посмотреть финансовые показатели предприятия.


Так что пиар-кампания, развернутая по заказу Константина Григоришина, вряд ли достигнет своей цели. Люди, далекие от проблем рейдерских атак, лишь поморщатся от эмоциональных, но безграмотных формулировок публикаций, присущих заказным статьям. А те, кто знает о ситуации вокруг «Турбоатома», сделают единственно правильный вывод: притихший было Константин Григоришин вновь стал на тропу войны за харьковский «Турбоатом».