Вышедший на минувшей неделе на Бизнес-портале uaprom.info материал о проблемах Макеевского металлургического завода вызвал оживленную реакцию, в том числе, и со стороны самого ММЗ: здесь признали имеющиеся трудности, однако планы по закрытию предприятия опровергли. О среднесрочных перспективах Макеевского МЗ в интервью рассказал его гендиректор Энвер Цкитишвили.
– Каковы перспективы завода в 2009 году?
– 2009 год для завода, по нашим экономическим расчетам, хороших результатов не принесет. Рынок лежит, и сегодня себестоимость одной тонны стали, нашей мартеновской, порядка в 1,7-2 раза выше, чем на аналогичных предприятиях, которые имеют конверторную сталь или свои аглофабрики.
– Ходят слухи, что завод режут на металлолом…
– Слухи о том, что завод уже режут на металлолом, не имеют под собой никаких оснований. И если ситуация улучшится, завод заработает. На сегодняшний день печи законсервированы. Теоретически возможно чудо – это когда мы завтра утром просыпаемся и видим: банки открылись, кредиты есть, деньги пошли, депозиты можно снимать, людям можно работать, и у меня стоит очередь на покупку продукции. Если вдруг это все происходит, то ровно через месяц обе доменные печи будут работать. Но я хочу вам сказать – я в металлургии работаю больше 26 лет – таких чудес не бывает.
– Несмотря на кризис, на заводе продолжается сооружение стана «390». Почему и за какие средства?
– За счет продажи того количества товарной продукции, которое мы сейчас производим. «Отщипываем» оттуда – и строим стан. Сегодня у меня есть договоренности с генеральным подрядчиком о том, что мы будем ему платить не более 20-25% от стоимости услуг по строительству стана. Он согласился на это. Для нас это вопрос надежды на завтрашний день.
– Каким будет завод в среднесрочной перспективе? Планируется ли отказ от мартена, доменного и блюминга?
– Будем продолжать работать полным прокатным переделом – станами «150», «350-1», «350-2», а также новым станом «390», когда он будет достроен. Естественно, это будет завод несколько иной конфигурации, чем нынешний. Например, конвертерный цех вместо мартена. Кризис показал, что та конфигурация черной металлургии, которая была в нашей стране, очень уязвима. Если брать макроэкономический взгляд, то нужно отметить, что у нас на заводе выросло благосостояние работающих, но не уменьшилось количество людей на одну тонну стали. Это значит, что технологически мы остались в прошлом мире, в то время как многие отечественные, а тем более, зарубежные, металлургические предприятия ушли далеко вперед. Как можно бороться и конкурировать с ними? Это практически невозможно.
Сегодня мы находимся в стадии завершения переговоров и подписания договора с дочерним предприятием известной немецкой фирмы LINDE по вопросу строительства на заводе холодного газификатора. Потребность в этом большом проекте возникла вместе с выведением из эксплуатации доменного и мартеновского цехов. Дело в том, что в нынешней ситуации (при неполном производственном цикле) значительная часть вырабатываемого кислородным цехом технологического кислорода в прямом смысле выбрасывается в атмосферу, хотя на его получение расходуются тысячи киловатт-часов электроэнергии в сутки. Строительство холодного газификатора снизит потери кислорода и потребление энергоресурсов. Заметим, что в холодном газификаторе кислород сохраняется в жидком виде и, таким образом, его можно будет подавать на производственные нужды в необходимых порциях.
– Действительно ли 6 000 работников вашего предприятия написали заявление об увольнении?
– В связи с тяжелой экономической ситуацией в стране и отрасли на Макеевском металлургическом заводе в октябре-ноябре прошлого года резко повысилась (до 300 человек в неделю) текучесть кадров. Это стало следствием того, что из-за снижения уровня производства снизился и уровень заработной платы. Чтобы поддержать людей, администрацией ММЗ в декабре 2008 г. была разработана и предложена коллективу «Программа по дополнительной социальной защите». Программа предусматривает выплату денежной компенсации сотрудникам, которые принимают решение покинуть предприятие. Практическая реализация программы началась с 15 декабря. При желании принять в ней участие, работнику завода необходимо написать заявление, которое рассматривает комиссия с участием представителей профсоюза. Решение работника об увольнении по соглашению сторон абсолютно добровольное. На сегодняшний день в комиссию работниками подано более 6 тыс. заявок.
– Соответствует ли действительности информации, что максимальной суммой компенсации для некоторых сотрудников за потерю рабочего места будет сумма в 100 тыс. грн.?
– Непосредственно сумма денежной компенсации зависит от оклада, т.е. отражает квалификационный вклад работника, и от стажа работы на предприятии. Поэтому размер компенсации очень индивидуален. К примеру, сегодня уже есть расчеты, что отдельные сотрудники мартеновского цеха получат около 60 тыс. грн.