Вадим Новинский вспомнил о своем излюбленном методе финансового оздоровления предприятия – банкротстве. На сей раз «под прицел» попал завод по изготовлению кузнечных прессов «Днепропресс». Большую долю кредиторской задолженности предприятия сконцентрировал «Смарт-холдинг» и аффилированные с ним структуры.
Финансовые проблемы «Днепропресса» в последние месяцы перестали быть «скелетом в шкафу». Трудовой коллектив завода, раздраженный долгами по зарплате, с октября 2008 г. фактически ежемесячно проводит митинги протеста с требованием погасить задолженность, отменить 4-дневную рабочую неделю и сохранить рабочие места. Работники предприятия даже обратились к правительству с просьбой вернуть завод в госсобственность.
Нарастающий резонанс стал, очевидно, не последней причиной решения собственника завода, компании «Смарт-холдинг», прервать затянувшееся молчание по поводу ситуации на предприятии и обнародовать свои планы о его дальнейшей судьбе. 28 января руководство «Днепропресса» официально сообщило о начале подготовки к процедуре банкротства с санацией. По информации гендиректора предприятия Виктора Канакова, такое решение 30 декабря 2008 г. вынес Хозсуд Днепропетровской области. Также суд ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов завода. Подготовительное заседание по данному делу назначено на 13 февраля 2008 г.
Процедуру санации В.Канаков считает единственным средством финансового оздоровления завода. На 1 января 2009 г. кредиторская задолженность «Днепропресса» достигла 270 млн. грн., дебиторская – 85 млн. грн. Ежемесячные расходы предприятия составляют порядка 7-7,5 млн. грн. (заработная плата, бюджетные платежи, налоги, оплата за энергоносители). А доход от реализации продукции по итогам IV квартала 2008 г. не превышает 3 млн. грн. в месяц. Помимо ежемесячной «недостачи» в размере 4 млн. грн. для погашения обязательных платежей, на предприятие посыпались значительные суммы пени и штрафов. Неконтролируемый рост кредитной задолженности и привел в результате к решению о самобанкротстве предприятия. «Финансовый коллапс, в котором оказался завод, является прямым следствием кризиса в ГМК, на который на сегодня ориентировано 90% продукции, выпускаемой «Днепропрессом», — отмечает В.Канаков.
В 2008 г. предприятию удалось реализовать продукции на 49,6 млн. грн. (планировалось на 125 млн. грн.). Убыток завода по итогам минувшего года составил почти 22 млн. грн., притом что портфель заказов в перспективе позволял ожидать если не получения прибыли, то, по крайней мере, выхода в «ноль». В 2006 г. «Днепропресс» получил прибыль в размере 2,9 млн. грн., 2007 г. предприятие завершило уже с убытком в размере 8,7 млн. грн., однако, в начале 2008 г. руководство завода сообщило о перспективных планах нарастить производство на 72% и выйти на безубыточный результат. Менеджмент «Смарт-холдинга» заявлял, в свою очередь, о намерении инвестировать в 2008 г. в развитие завода не менее 70 млн. грн.
Все эти надежды благополучно разбились о кризис. Помимо резкого сокращения объема заказов, во II полугодии 2008 г. клиенты завода один за другим начали отказываться от уже заключенных контрактов или попросили приостановить выполнение заказа в связи с невозможностью его оплатить. В ряде случаев невостребованным и неоплаченным оказалось оборудование уже изготовленное или даже отгруженное заказчику. Специфика завода в создании наукоемкого оборудования под индивидуальные требования клиента. Реализовать изготовленный агрегат другому покупателю практически невозможно. Из-за отказов и приостановленных контрактов «Днепропресс» уже недополучил порядка $10 млн. Еще $5,5 млн. – дебиторская задолженность, которую заказчики все-таки обещают погасить.
В числе крупнейших контрактов, повисших убыточным грузом на предприятии — заказ российского «Юргинского машзавода» (общая сумма контракта $6,5 млн.) и индийской компании BHEL ($2,1 млн.). Оборудование для россиян было изготовлено на 80%, для индусов — изготовлено полностью и готово к отгрузке. «От BHEL денег за выполненную работу днепропетровский производитель так и не получил, а аванс, уплаченный «Юргинским машзаводом», был затребован назад, поскольку деньги давались под банковскую гарантию», – сообщил заместитель гендиректора по финансам «Днепропресса» Виталий Загудаев.
— Есть ряд не столь крупных проектов (на $100-200 тыс.), по которым мы также получили письма клиентов об отказе. На $350 тыс. отгрузили продукции узбекскому заказчику — денег нет. Как нам объясняют, заказчик просто не может конвертировать свои суммы в валюту, чтобы оплатить продукцию. По некоторым контрактам с российскими предприятиями вопрос с оплатой перенесен, в лучшем случае, на II полугодие 2009 г., – отмечает В.Загудаев.
В то же время, очевидно, что ситуация, в которой оказалось предприятие, вызвана не только событиями последних месяцев. Износ основных фондов завода на сегодня достигает 92%, а востребованность его продукции на мировом рынке в последние годы была больше продиктована низкой ценовой политикой, чем другими конкурентными преимуществами.
Для «Смарт-холдинг» производитель прессового оборудования, похоже, пока не тот актив, в развитии которого была бы всерьез заинтересована компания. За два последних года в приобретение нового оборудования для «Днепропресса» управляющей компанией было выделено 18,2 млн. грн. Не соглашаясь с мнением о скупости собственника, руководство завода, правда, приводит и другие цифры: только в 2008 г. «Днепропресс» получил 52,5 млн. грн. в качестве финпомощи от «Смарт-холдинга», что на 3 млн. грн. больше годового дохода предприятия.
На сегодня именно «Смарт-холдинг» является крупнейшим кредитором завода прессов — задолженность предприятия перед УК и другими предприятиями, аффилированными со «Смарт-холдингом», составляет 126 млн. грн. Сумма задолженности накоплена, в т.ч., в результате выделения финпомощи заводу и предоставления товарных кредитов, необходимых для производства прессового оборудования. На фоне «Смарт-холдинга», претензии других кредиторов предприятия выглядят скромнее: 42 млн. грн. – привлеченные банковские ресурсы, 65 млн. грн. – авансы по заказам.
Несмотря на сложную финансовую ситуацию «Смарт-холдинг» заявляет о намерении вывести завод из «пике» уже в ближайшие полгода и инвестировать средства в освоение новых видов продукции. Поиск перспективных ниш в ближайшее время и станет основной стратегической задачей по оздоровлению предприятия. Рассматривается возможность выхода завода на рынок производства техники для альтернативной энергетики, прежде всего, ветроэнергетики. Также «Днепропресс» рассчитывает занять свою нишу в поставках продукции для газотранспортной системы Украины, в частности, возобновить производство буровых насосов. Предполагается и освоение совершенно новой для предприятия номенклатуры продукции. Главная идея реструктуризации — производить все, что можно продать.