Провал меморандума: каждый нашел себе оправдание

Share

Подписанный ровно месяц назад Меморандум взаимопонимания между Кабинетом министров и представителями горно-металлургического комплекса оказался несостоятельным главным образом из-за отсутствия у власти четкого видения путей минимизации последствий экономического кризиса для экономики в целом, и для ГМК в частности. Еще одной причиной неудачи стали противоречия между самими металлургами.



Напомним, что 10 ноября Кабинет министров и руководители крупнейших металлургических компаний подписали Меморандум взаимопонимания, в котором был зафиксированы взаимные обязательства сторон с целью нормализации ситуации в отрасли. Согласно документу, металлурги обязались обеспечить минимальный уровень загрузки предприятий, снижать себестоимость продукции, внедрять энергосберегающие технологии, принять весь объем коксующихся углей, предложенный государственными угледобывающими предприятиями, а также сохранять рабочие места, зарплаты и другие социальные стандарты. Правительство, со своей стороны пообещало предпринять ряд мер, способствующих облегчению финансового бремени на предприятия, поощрению инвестиций и улучшению ситуации со сбытом.



Большинство из обещаний, как с одной стороны так и с другой остались только на бумаге. Некоторые из положений меморандума правительство не выполнило по не зависящим от него обстоятельствам. В частности, внести изменения в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в части повышения норм амортизации для основных фондов группы III, которые будут приобретать за счет капитальных инвестиций и реинвестиций, а также применения сниженной до 20% ставки налога на прибыль в случае реинвестирования прибыли предприятий на приобретение основных фондов. Реализация этого положения оказалась невозможной по причине парализованного парламента.



Другие положения изначально выглядели как декларативные. В частности, о том, что правительство намерено пойти на уступки в вопросе стоимости услуг естественных монополий говорилось еще до подписания Меморандума. 3 ноября министр транспорта и связи Иосиф Винский объявил о приостановке повышения тарифов на железнодорожные грузоперевозки на период экономического кризиса для всех отраслей промышленности.



Реально же, что сделал Кабмин, так это продлил срок действия постановления №925, которое предусматривает освобождение ряда предприятий ГМК и химпрома от уплаты целевой надбавки за газ, сохранение на нынешнем уровне тарифов на железнодорожные перевозки и рекомендации НКРЭ не повышать тарифы на электроэнергию. При этом ранее утвержденный список предприятий, платящих за газ по нулевой ставке, был дополнен коксохимами. При этом, де-факто цена на газ для промпотребителей повысилась: параллельно с освобождением метпредприятий от уплаты целевой надбавки (около 100 гривен), согласно приказу Минтопэнерго, была поднята с 87 до 240 грн оплата за транспортировку газа.



Кроме того, на стоимости голубого топлива для промышленных потребителей отразились изменения курса доллара. Как сказал по этому поводу гендиректор ММК Ильича Владимир Бойко: «Когда реальный курс доллара был 4,6 грн, мы покупали газ по официальному (5,05), и все молчали. Хотя мы тогда могли сэкономить много средств». Сейчас меткомбинат рассчитывается за газ по курсу 6,8 грн за доллар.



Кроме того, так и не было принято, обещанное в «Меморандуме», постановление о пятидневном сроке возврата НДС. Официально представители власти объясняют это невозможностью реализации данной меры в условиях и без того снизившихся налоговых поступлений.



Не выполнив большинства из своих обещаний, представители правительства начали обвинять металлургов в невыполнении взятых на себя обязательств. В частности, премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что предприятиями металлургической и химической промышленности не соблюдается договоренность о стабильных выплатах в бюджет, при том, что для этих предприятий были снижены тарифы госмонополий. Кроме того, металлурги не выкупили предложенный коксующийся уголь, несмотря на его низкую договорную цену а также не снизили цены на металл для УЗ.



Со своей стороны, металлурги обвинили в невыполнении соглашения Кабмин. Предъявляя претензии властям, металлурги также указывают на причины невыполнения ими собственных обязательств. Так, уголь не был выкуплен из-за неправильного подхода к его распределению. «Для меня нет вопросов купить сегодня 70-80 тысяч тонн угля в ноябре-декабре по тем ценам, которые согласованы с Кабмином. Но куда я его дену, ведь у нашего комбината нет собственного коксохимического производства? Уголь нужно было расписывать между коксохимами, а не между металлургами» – сказал по этому поводу гендиректор ММК Ильича Владимир Бойко.



Сравнительно высокие цены на металлопродукцию они объясняют высокими ценами на железорудное сырье. «Металлурги не могут снизить цены (на собственную продукцию – авт.), потому что не снижают цены производители сырья», — убежден генеральный директор объединения «Металлугпром» Василий Харахулах.



Укажем на еще одно положение Меморандума, которое так и осталось декларацией о намерениях: в документе было зафиксировано, что предприятия ГМК и смежные отрасли экономики станут получателями кредитов по минимальным ставкам за счет средств, полученных от международных институтов, включая кредит МФВ. Причем, металлурги должны были бы получить кредиты в первую очередь на завершение инвестиционных, направленных на ресурсо- и энергосбережение и рефинансирование задолженности по инвестиционным проектам. Эта мера могла бы помочь частично предотвратить снижение объемов капитальных инвестиций.



В условиях кризиса Кабмин продолжает тактику обещания всего и всем, с той разницей, что теперь эти обещания адресуются не «социально незащищенным слоям населения», а промышленникам. Пример – ситуация с возвратом НДС, когда ускоренный возврат налога пообещали и металлургам, и химикам, в результате соответствующее постановление не было принято ни для одной из отраслей. В реальности правительство ограничивается минимальными уступками, которые «компенсируются» «наступлением в других направлениях (пример – ситуация с ценой на газ).